Хорошо уметь считать

Качественно и дешево — не синонимы?

Качественно и дешево — не синонимы?


В 800 тысяч белорусских квартир должны со дня на день постучаться сантехники с предложением: а не желаете ли поставить водомер? И большинство владельцев недвижимости вряд ли задаст встречный вопрос: а какой, кто и где его произвел, надежен ли? Мы искренне доверяем специалистам. Между тем поинтересоваться, так сказать, техническими деталями совсем нелишне. Теоретически счетчик служит 10 лет. Но в один прекрасный момент может начать «привирать» или вовсе сломается. И вот тут, не исключено, окажется, что запчастей нет и заменить неисправный прибор не так–то просто.


...В конце января могилевское предприятие теплоэнергетики проводило тендер по закупке 8 тысяч индивидуальных счетчиков воды. 8 компаний внесли свои предложения, из них только две — белорусские производители измерительных приборов, остальные — импортеры, дилеры российских компаний. Но именно у заграничных водомеров оказалась самая привлекательная цена. Почти на треть ниже, чем у наших. Факт этот, безусловно, мог бы послужить укором отечественным поставщикам, мол, что ж вы, братцы...


Однако, если заглянуть на официальные сайты фирм — производителей российских счетчиков, то выяснится, что своим потребителям они продают водомеры ничуть не дешевле наших — по 19 — 21 доллару. Откуда тогда берется ну очень привлекательная цена в 10 — 15 условных единиц? Секрет довольно прост: поставщики экономят на обслуживании и ремонте.


«В Витебске водомеры устанавливаются с 1995 года. Есть французские, датские, польские, литовские, украинские, российские... Теперь мы не знаем, как их ремонтировать, запчастей нет, фирм–поставщиков порой тоже. А по закону о защите потребителей мы обязаны поддерживать оборудование в работоспособном состоянии, — сокрушается директор УП «Витебскводоканал» Александр Саховский. — Выход один: постепенно менять «захандрившие» заграничные счетчики на отечественные. А это — дополнительные затраты. Наученные горьким опытом, теперь мы закупаем продукцию только наших предприятий».


Точно так же поступают и коллеги Александра Аркадьевича в крупных городах и областных центрах. А с подачи специалистов водоканалов и работники коммунальных служб, как правило, ставят счетчики четырех отечественных фирм, у которых есть техническая база, фонд запчастей и готовность их обслуживать. В райцентрах ситуация несколько иная. Например, в Ушачском районе второй год план по установке приборов учета «закрывают» российские поставщики. «Отечественные водомеры дороже, — приводит основной аргумент главный инженер УП «Жилищно–коммунальное хозяйство» Сергей Журавлев. — А у нас и без того проблема. Даже по той цене, которую мы предлагаем — 60 тысяч рублей, люди отказываются ставить счетчики. Говорят: ради того, чтобы сэкономить кружку воды, мы не можем отдавать треть пенсии». Кстати, о том, кто и как будет ремонтировать счетчики в послегарантийный период, в договорах ушачских коммунальников и российских поставщиков — ни слова. «Пока (второй год) работают исправно, — констатирует главный инженер и добавляет: — А там видно будет, как–нибудь решим вопрос...»


Кстати, история со счетчиками для могилевского предприятия теплоэнергетики имела неожиданное, но довольно поучительное продолжение. Фирма, выигравшая тендер и давшая самую низкую цену, приборы из Санкт–Петербурга так и не поставила. Взяли партию счетчиков у компании, занявшей второе место. И снова осечка: качество неважное. По словам начальника отдела снабжения, результаты тендера придется аннулировать и обращаться–таки к отечественным производителям.


Между тем в нынешнем году в стране предстоит установить 1,6 миллиона водомеров. Причем время поджимает: конечный срок — декабрь 2008–го. Кто хотел, водомерами уже обзавелся, и цена услуги становится едва ли не решающим аргументом. Но вот вопрос: не будет ли таким образом запрограммирована проблема с постгарантийным ремонтом и обслуживанием приборов? Ведь по нормативу их нужно поверять раз в 5 лет (а для этого необходим определенный подменный запас) и чинить (иметь гарантированные поставки запчастей). Не окажется ли в итоге то, что дешево сейчас, слишком дорогим потом. И не имеем ли мы здесь дело с самым типичным демпингом? Да и обоснован ли такой импорт, если собственных изготовителей счетчиков — более чем предостаточно?


Кстати


После установки прибора учета воды мастер должен оставить технические паспорта на счетчики и акт выполненных работ, вписав в него первоначальные показания водомера. Затем направляйтесь в службу водоканала и заключайте договор на обслуживание. Не будет договора — искать поставщика или производителя аппаратуры и ремонтировать ее вам придется самостоятельно и за собственные деньги.


Компетентное мнение


Иосиф Герасименок, директор КУП «Минскводоканал»:


— В Государственном реестре средств измерения указано 32 вида индивидуальных счетчиков воды со всего мира. Теоретически любой из них может быть закуплен и установлен. Но если у жильца заключен договор на обслуживание счетчика с водоканалом, то беспокоиться не о чем. При необходимости в течение гарантийного срока (1 — 3 года) прибор поменяют на новый, а после — бесплатно отремонтируют. Специалисты также готовы рассмотреть и проверить ваши сомнения насчет точности водомера. Его протестируют в вашем присутствии. В Минске замена неисправного счетчика производится незамедлительно, в других регионах, насколько я знаю, прибор снимают и некоторое время воду считают по нормативу.

 

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter