Хорошего агрария надо лепить с детства

ЖЕЛАЮЩИЕ работать на селе есть, однако их надо не только уметь найти, увлечь работой в аграрной сфере, но и обучить. А это время и деньги. Так почему же будущих специалистов, хронический дефицит которых отмечается в том или ином хозяйстве, не заинтересовывать с самых юных лет? На такую мысль натолкнула меня недавняя беседа с ректором Гродненского государственного аграрного университета Витольдом Пестисом и главным агрономом одного из лучших сельхозпредприятий области — СПК имени Деньщикова — Геннадием Эйсмонтом. Оба уверены: чтобы получить хорошего агронома или ветеринара, его, как и футболиста, надо растить с детства. 

Сегодня многие сельхозорганизации жалуются на дефицит кадров. Не хватает не только зоотехников, агрономов, ветврачей, но и рядовых механизаторов, водителей, животноводов. Не помогают порой задержать людей на селе ни приличная заработная плата, ни хорошие условия для труда и проживания. Специфика сельского хозяйства такова, что не каждому она по душе. Как сделать так, чтобы утолить всевозрастающий кадровый голод в аграрном секторе? 

Витольд Пестис убежден: начинать готовить кадры необходимо все же на местах, а уж потом в вузах. Руководитель хозяйства должен искать себе будущих специалистов еще со школьной скамьи. Как это делает директор одного из сельхозпредприятий на Гродненщине. Тот приходит в школу и спрашивает: «Кто из вас хорошо учится?» Поднимают руку шестеро ребят. «А кто в аграрный вуз хочет поступать?» Молчание. А теперь, говорит, поедем покажу, где вы будете жить, если окончите аграрное учебное заведение. Приводит в трехкомнатную квартиру со всеми удобствами. Потом показывает машину, на которой будут ездить, озвучивает заработную плату. В итоге соглашаются все. Но выбирает двоих, тех, в ком видит потенциал.

Геннадий Эйсмонт вспоминает те советские времена, когда в аграрные вузы поступали ребята, которые действительно хотели жить и работать на селе. Они четко представляли, чем будут заниматься после получения диплома. В основном это были выходцы из деревни. А сегодня в Гродненский аграрный приходит примерно 80 процентов выпускников городских школ. Они, к сожалению, в основном заинтересованы в получении диплома о высшем образовании. И, отработав после окончания вуза положенные два года в сельхозорганизации, ищут себе другое применение в жизни. Поэтому так важно, по мнению Геннадия Михайловича, разработать и принять специальную республиканскую программу по привлечению сельских ребят в аграрные учебные заведения. 

Впрочем, и знаний выпускников порой недостаточно для полноценной работы на производстве. Ведь в учебном заведении каждый преподаватель обучает студента только своей дисциплине. На производстве все знания необходимо свести воедино. Получается это не у всех. Чтобы иметь толкового специалиста, его необходимо лепить, как образно говорил недавно ушедший из жизни бывший председатель СПК «Обухово» Герой Социалистического Труда Илья Сенько. Но для этого руководитель сельхозорганизации должен быть хорошим скульптором. 

Однажды к Витольду Пестису в кабинет зашел бывший выпускник. Тот отработал два года в хозяйстве и теперь собирался устроиться на службу в милицию. Попросил ректора помочь ему в этом. Парень рассказал, что ушел из колхоза из-за плохого отношения руководителя к своим подчиненным. Витольд Казимирович выслушал его и решил порекомендовать молодого специалиста Илье Сенько, и председатель СПК не отказался помочь. А через год позвонил Илье Петровичу: как, мол, там протеже? И услышал ответ: «Толк будет. Но, хорошего специалиста из него еще надо лепить». 

К слову, никогда авторитетные руководители — такие, например, как Василий Ревяко, Виталий Кремко, Илья Сенько, Алексей Скакун, — не жаловались на плохую подготовку кадров. Они сами непосредственно на практике обучали и обучают молодых специалистов всем премудростям профессии. А ожидать от выпускников учебных заведений, что, придя в хозяйство, те сразу произведут там экономическую революцию, в одночасье поправят дела на производстве, неправильно. Всему свое время. 

gil@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3.02
Загрузка...