ХОЛОСТЯКИ, или Сколько стоит СВОБОДА

В небольшой деревеньке Будровцы Щучинского района — более пятнадцати холостяков в возрасте от двадцати пяти и старше. Впору брачное агентство открывать! Такая же картина и во многих других селах Гродненской области. Почему и зачем злодейка-судьба лишает мужчин тихого семейного счастья? И зачем дорожить свободой, которая в конце концов оказывается синонимом одиночества?

Иван живет на заброшенном хуторе, доставшемся ему в наследство от родителей. Выглядит так же, как его неухоженный хутор.
— И не скучно вам одному дни коротать? — удивляюсь я. — Хозяйку бы в дом привели, семью создали...
— Да кто сюда пойдет? — парирует собеседник. — Дом на ладан дышит, свет не проведен, живу, как в XIX веке, без электричества даже, не говоря уже об иных благах.
— Так предпринимайте что-нибудь: молодой, здоровый, руки, ноги целы. В деревню дом перевезите или этот продайте, а себе другой купите!
— Ай, это не по мне, это очень сложно, возни много. И вообще, я уже тут привык...
Инфантильность, нежелание кардинально изменить себя и обстановку вокруг себя — проблема не одного Ивана. Так же или почти так рассуждает большинство мужчин-холостяков. Брать на себя маломальскую ответственность за кого-то или что-то им не хочется: страшно, а зачастую — лень, ведь жизнь в браке — это всегда ответственность. Проще жить одному, разглагольствуя о несложившейся личной жизни, завидуя женатым приятелям и ...заливая тоску сорокаградусной.
— Да кому они нужны, эти алкаши?! — недоумевают деревенские женщины. — Приличных мужиков в молодости “разобрали”. А пьянчуги да лентяи и задарма никому не нужны. Уж лучше одной жить, чем с таким...
Говорят, если до тридцати мужчина в деревне никому не понравился, пару себе не нашел — то век ему бобылем оставаться. Изменить его статус могут лишь непредвиденные обстоятельства или чудо.
Василий в юности был слишком разборчивым: эта девушка плоха, та — некрасива, та — ленива. Потом, глядь — а “на горизонте” никого не осталось, все замуж выскочили, детей нарожали. Помыкавшись в городе, вернулся в отчий дом, устроился на работу в колхоз. Хозяйство развел, огороды посадил. Все бы ничего, да одиночество достало. По вечерам от тоски стал в рюмку заглядывать. А когда скоропостижно сосед умер, начал приглядываться к вдове-соседке. Правда, по-прежнему боится потерять свободу, говорит, в официальный брак вступать не намерен. Только зачем она ему, эта свобода, не знает сам...
Тридцатипятилетняя Ксения — учительница одной из сельских школ — недоумевает:
— Странный мужик нынче пошел: трусливый, запойный, инфантильный. Женщинам в деревне не от кого рожать: если в восемнадцать замуж не выскочила, шансов практически не остается. Я хотела бы иметь семью, детей растить, но, глядя на потенциальных сельских женихов, которые крутятся вокруг меня, предпочитаю оставаться одна.
— Что, так много пьют?
— И пьют много, и ленивые, и трудностей боятся как огня. Деревенский холостяк к сорока годам — это почти старик с потерянным здоровьем, утраченными иллюзиями, неспособностью воспроизвести здоровое потомство. Как, впрочем, и большинство городских холостяков...
Отдельной “кастой” в иерархии холостяков стоит холостяк-интеллигент. Это не неухоженный, небритый, вечно голодный субъект, который панически боится женщин, а по вечерам мечтает о встрече с прекрасной незнакомкой. Наоборот, он, как правило, подтянут, отлично одет и уверен в себе. Он любит себя, самодостаточен, успешен и жутко эгоистичен. Не привыкший ни о ком заботиться, делиться душевным теплом и материальными благами, все делает исключительно для себя, любимого! И считает, что мир вращается сугубо вокруг него... Какое-то время это приносит радость и удовольствие. И чем дольше человек находится в состоянии свободы (мимолетные встречи и свидания не в счет), тем больше у него развивается синдром личного пространства и тем сильнее он боится посягательств на собственную свободу.
Но молодость так быстротечна! “Мы берегли свою свободу, но сберегли мы не ее, а одиночество свое...” — поется в старинной песне. И вот уже семейные друзья-приятели водят в школу собственных детей, передают им знания и жизненный опыт, помогают им в выборе профессии, гуляют их свадьбы и снова радуются новым жизням. Все повторяется сначала: пеленки, распашонки, первые зубки и трогательное “дед”. А ты все дорожишь своей свободой...
Вообще холостяки любого рода — это очень грустная история. Сначала они “свободны”, потом... аутсайдеры. Сберегая свободу, они лишают себя возможности выполнить главное предназначение человека — продолжить себя в детях.
Проблема одиноких мужчин и женщин — проблема социальная. Затрагивая ее, нельзя не говорить о явлениях, которые она невольно влечет за собой: одиночество, потеря смысла жизни, пьянство и ранняя смерть, ухудшение демографической ситуации, утрата вечных ценностей, среди которых главная — семья. И как результат — деградация человека.
... Совсем недавно один мой знакомый, закоренелый холостяк в возрасте под сорок, наконец изменил свой статус. Главной мотивацией сего рискованного шага — вступления в брак — стало желание иметь детей и растить их в полноценной семье. “Оказывается, отдавать тепло, заботу, ласку даже приятнее, чем получать”, — такое открытие сделал он уже через пару дней семейной жизни.
Еще большую радость я испытала от новости, что моя подруга, вечная “холостячка”-феминистка, встретила свою любовь в ...Интернете. Счастье явилось ей в виде потрясающего одинокого мужчины из Израиля. Теперь они, вместе путешествуя по Европе, шлют открытки с трогательными строками: “Живя в одиночестве, каждый из нас знал, что где-то есть его вторая половинка: такая же одинокая и неприкаянная. Наш поиск растянулся на десятки лет, но все же мы нашлись и наполнили жизнь друг друга новым смыслом. Поэтому сейчас убеждены, что человек не должен быть один — ни в радости, ни в горе. Отбросив все предрассудки и поборов гордыню, нужно искать друг друга и верить в то, что любовь есть на свете”.
“Да оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будете оба в плоть едину” — завещал нам Всевышний. Этот наказ, как, впрочем, и трепетное отношение к семье, был, есть и будет актуален во все времена и эпохи. Даже самые прагматичные...

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter