Холодок бежит за ворот

Ничто  так  не  радует  сердце  продавца  кондиционеров,  как  вид  потенциального  клиента,  изможденного  летней  жарой

Ничто  так  не  радует  сердце  продавца  кондиционеров,  как  вид  потенциального  клиента,  изможденного  летней  жарой 

Кондиционерщики умиляются не зря — на май—август, по разным оценкам, приходится 70—80 % годовых продаж климатического оборудования, и основной «маркетолог» на этом рынке — погода. В этом году она сыграла с продавцами злую шутку — позднее и совсем не жаркое лето поспособствовало серьезному снижению продаж. Если в прошлом году в Беларуси было реализовано около 15 тыс. штук кондиционеров против 10 тыс. в 2006 году, то в конце нынешнего сезона продажи дотянут лишь до 12 тыс. агрегатов. 

Впрочем, неудачная погода далеко не единственный неприятный фактор в работе продавцов климатического оборудования. Предложение Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (Госстандарта) ввести обязательное подтверждение соответствия на бытовые кондиционеры иначе как с сугробом снега, упавшим на голову посреди летней жары, и не сравнишь. Еще накануне сезона Госстандарт выступил с предложением маркировать кондиционеры специальными этикетками, на которых будет обозначаться энергетическая эффективность оборудования. А для того, чтобы оценить этот показатель, поставщики должны представить органам по сертификации протоколы испытаний. То есть каждый официальный представитель иностранной компании-производителя обязан принести в Госстандарт результаты экспертизы независимой лаборатории. Однако именно в этом вопросе желания специалистов БелГИСС столкнулись с непониманием операторов рынка климатического оборудования. 

«Гарантий самого завода, пусть даже с самым знаменитым именем, просто недостаточно. Беларуси надо подтвердить все технические данные, которые производителем заявлены и признаются органами стандартизации большинства мировых держав», — пояснил один из импортеров кондиционеров. Кстати, все необходимые данные (если не указание класса энергопотребления, то, по крайней мере, значений холодо- и теплопроизводительности и потребляемой мощности) есть в технической документации для каждой модели кондиционера. 

Конечно, проводить испытания по параметрам энергоэффективности продавцы могут самостоятельно. Однако это не так просто: в Беларуси нет лабораторий, испытывающих кондиционеры, поэтому образцы продукции придется отправлять за границу. «Во всем мире энергоэффективность кондиционеров никто не оценивает, да и бессмысленно это делать. Ведь это не холодильник и не стиральная машина — для оценки таких расчетов необходимо учитывать в том числе и параметры помещения, в котором эксплуатируется кондиционер, проверять теплоизоляцию стен и окон, — поясняет директор компании «Холодон» Владимир Луконин. — Кстати, вряд ли кто-то из производителей только ради белорусского рынка пойдет на этот шаг, ведь для них это максимум 2—3 тыс. штук товара в год». Действительно, несмотря на то что в последние 10 лет белорусский рынок климатической техники сделал огромный шаг вперед, в мировом масштабе доля нашей страны составляет несколько десятых процента. Поэтому события на белорусском рынке систем кондиционирования пока мало влияют на мировую конъюнктуру. 

В Госстандарте успокаивают: и маркировка, и протоколы испытания для крупных дилеров не должны стать проблемой, а начавшуюся панику связывают с тем, что многие компании работают либо по «серым» схемам, либо через множество фирм-посредников. Правда, первоначально предлагаемый Госстандартом срок — 1 июля — по техническим причинам был плавно перемещен на конец года. Стандарты на систему сертификации продукции по показателям энергосбережения вводятся с 1 декабря. С этой даты этикетка энергоэффективности, кроме кондиционеров, будет наноситься на бытовые посудомоечные машины и лампы. 

-----------------------------

На рынке кондиционеров бал правят самоучки? 

Тенденции современного рынка климатического оборудования, по мнению крупных его участников, потребителям ничего хорошего не сулят. В настоящий момент происходит расширение рынка за счет фирм, возглавляемых так называемыми инженерами-самоучками. Еще недавно они были монтажниками в более крупных компаниях, но, почувствовав в себе уверенность, отправились на вольные хлеба. С одной стороны, это не так уж и плохо: в своем деле они, безусловно, специалисты, но с другой — их знания и опыт, как правило, не подкреплены финансово. В итоге на рынке возникло немало маленьких полулегальных или вообще нелегальных фирм, что, несомненно, серьезно осложняет конкуренцию. 

Мелкие фирмы ориентированы преимущественно на частного потребителя. И рынок кондиционирования квартир, коттеджей и даже небольших офисов потихоньку отнимается у крупных климатических компаний. «Китам» приходится уходить в промышленное и полупромышленное кондиционирование, в строительство. Благо сегодня таких объектов в Беларуси достаточно: в стране  ведется активное строительство бизнес-центров, гостиниц, гипермаркетов, ресторанов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter