Ничто так не радует сердце продавца кондиционеров, как вид потенциального клиента, изможденного летней жарой
Кондиционерщики умиляются не зря — на май—август, по разным оценкам, приходится 70—80 % годовых продаж климатического оборудования, и основной «маркетолог» на этом рынке — погода. В этом году она сыграла с продавцами злую шутку — позднее и совсем не жаркое лето поспособствовало серьезному снижению продаж. Если в прошлом году в Беларуси было реализовано около 15 тыс. штук кондиционеров против 10 тыс. в 2006 году, то в конце нынешнего сезона продажи дотянут лишь до 12 тыс. агрегатов.
Впрочем, неудачная погода далеко не единственный неприятный фактор в работе продавцов климатического оборудования. Предложение Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (Госстандарта) ввести обязательное подтверждение соответствия на бытовые кондиционеры иначе как с сугробом снега, упавшим на голову посреди летней жары, и не сравнишь. Еще накануне сезона Госстандарт выступил с предложением маркировать кондиционеры специальными этикетками, на которых будет обозначаться энергетическая эффективность оборудования. А для того, чтобы оценить этот показатель, поставщики должны представить органам по сертификации протоколы испытаний. То есть каждый официальный представитель иностранной компании-производителя обязан принести в Госстандарт результаты экспертизы независимой лаборатории. Однако именно в этом вопросе желания специалистов БелГИСС столкнулись с непониманием операторов рынка климатического оборудования.
«Гарантий самого завода, пусть даже с самым знаменитым именем, просто недостаточно. Беларуси надо подтвердить все технические данные, которые производителем заявлены и признаются органами стандартизации большинства мировых держав», — пояснил один из импортеров кондиционеров. Кстати, все необходимые данные (если не указание класса энергопотребления, то, по крайней мере, значений холодо- и теплопроизводительности и потребляемой мощности) есть в технической документации для каждой модели кондиционера.
Конечно, проводить испытания по параметрам энергоэффективности продавцы могут самостоятельно. Однако это не так просто: в Беларуси нет лабораторий, испытывающих кондиционеры, поэтому образцы продукции придется отправлять за границу. «Во всем мире энергоэффективность кондиционеров никто не оценивает, да и бессмысленно это делать. Ведь это не холодильник и не стиральная машина — для оценки таких расчетов необходимо учитывать в том числе и параметры помещения, в котором эксплуатируется кондиционер, проверять теплоизоляцию стен и окон, — поясняет директор компании «Холодон» Владимир Луконин. — Кстати, вряд ли кто-то из производителей только ради белорусского рынка пойдет на этот шаг, ведь для них это максимум 2—3 тыс. штук товара в год». Действительно, несмотря на то что в последние 10 лет белорусский рынок климатической техники сделал огромный шаг вперед, в мировом масштабе доля нашей страны составляет несколько десятых процента. Поэтому события на белорусском рынке систем кондиционирования пока мало влияют на мировую конъюнктуру.
В Госстандарте успокаивают: и маркировка, и протоколы испытания для крупных дилеров не должны стать проблемой, а начавшуюся панику связывают с тем, что многие компании работают либо по «серым» схемам, либо через множество фирм-посредников. Правда, первоначально предлагаемый Госстандартом срок — 1 июля — по техническим причинам был плавно перемещен на конец года. Стандарты на систему сертификации продукции по показателям энергосбережения вводятся с 1 декабря. С этой даты этикетка энергоэффективности, кроме кондиционеров, будет наноситься на бытовые посудомоечные машины и лампы.
-----------------------------
На рынке кондиционеров бал правят самоучки?
Тенденции современного рынка климатического оборудования, по мнению крупных его участников, потребителям ничего хорошего не сулят. В настоящий момент происходит расширение рынка за счет фирм, возглавляемых так называемыми инженерами-самоучками. Еще недавно они были монтажниками в более крупных компаниях, но, почувствовав в себе уверенность, отправились на вольные хлеба. С одной стороны, это не так уж и плохо: в своем деле они, безусловно, специалисты, но с другой — их знания и опыт, как правило, не подкреплены финансово. В итоге на рынке возникло немало маленьких полулегальных или вообще нелегальных фирм, что, несомненно, серьезно осложняет конкуренцию.
Мелкие фирмы ориентированы преимущественно на частного потребителя. И рынок кондиционирования квартир, коттеджей и даже небольших офисов потихоньку отнимается у крупных климатических компаний. «Китам» приходится уходить в промышленное и полупромышленное кондиционирование, в строительство. Благо сегодня таких объектов в Беларуси достаточно: в стране ведется активное строительство бизнес-центров, гостиниц, гипермаркетов, ресторанов.