Эта деревня и сохранившиеся в ней обряды — настоящий кладезь для этнографов

Ходил по Виркову медведь

Эта деревня и сохранившиеся в ней обряды — настоящий кладезь для этнографов


ЖАННА АЧИНОВИЧ заведует автоклубом в Кличевском районном Доме культуры не первый год. Закончила в свое время Минское училище искусств. Умеет играть на аккордеоне, гитаре, фортепиано. Признается, что музыка — ее жизнь, стихия. Уже в пять лет самостоятельно пыталась подбирать мелодии на гармошке. Мама и бабушка были знатными певуньями, помнили множество народных песен. Коллеги говорят, что у Жанны Евгеньевны настолько идеальный, чистый музыкальный слух, что она из любого может сделать артиста. Практически каждую неделю автоклуб выезжает в агрогородки и деревни Кличевского района с концертами. Ярких афиш, конечно, никто не расклеивает, да и ни к чему они. Но местные жители всегда собираются на встречу с артистами всей деревней. Правда, случается и так, что полный аншлаг —  это 7—10 человек.


АВТОКЛУБ — удобная вещь. Можно выезжать в глубинку, где нет клубов, библиотек. Ведь есть такие деревни, где живет всего две-три семьи, как, к примеру, в Репище, где всего четыре человека... Каким обычно составом работают? Как правило, собирают энтузиастов, среди которых любительское объединение «Мы молоды душой» из территориального центра социального облуживания населения. Участники этого коллектива, замечает Жанна Евгеньевна, легко находят общий язык со зрителями, знают много народных песен, танцев. 

— Мы мобильны, готовы выступать на любой площадке — в домах социальных услуг, библиотеках, — рассказывает Жанна Евгеньевна. — Автоклуб становится местом встречи, где каждый может попеть, выступить, показать свои способности. Начинающему артисту это помогает поверить в свои возможности. Многие потом признаются, что нравится искренность, непосредственность зрителей, общение. С нами любой может поехать. Бывает, выезжают сотрудники МЧС. Для них это удобный случай провести беседу или лекцию, зная, что вместе соберется вся деревня.

Иногда Жанна Ачинович «в народ» едет одна. С собой — аккордеон, гитара и гармошка. И тогда концерты превращаются в импровизацию, в которой артистами становятся... сами зрители.  Она знает сотни песен. Несколько аккордов — и зал подхватывает. Но, кроме концертов, Жанна Ачинович занимается еще и этнографической работой. В деревнях пока еще можно отыскать старинные песни, танцы, обряды. По крупицам их собирают во время экспедиций. Говорит, что хоть многие сельчане в глубоко преклонном возрасте, но некоторые могут даже показать танцевальные движения. 

—  Лет пять назад к нам приехало студенческое этнотоварищество из Минска, — вспоминает Жанна Евгеньевна о том, как увлеклась этнографической работой. — С ними был научный сотрудник центра исследований белорусской культуры,  языка и литературы НАН Беларуси Алексей Глушко. Вместе выезжали в деревни. Я увидела тогда, как работают профессионалы. Поняла, что любое слово, информация, которую хранит народ и  передает из поколения в поколение, могут открыть более глубокий смысл. 

Экспедиция — процесс трудоемкий. Все фиксируют на фото, видео, диктофонные записи, зарисовывают отдельные движения в танце. Перед поездкой обычно созваниваются с клубными работниками, чтобы найти людей, с которыми можно было бы побеседовать. А бывает и так, что этнографическая экспедиция приезжает в деревню и Жанна Ачинович просто заходит в каждый двор. Люди, когда узнают, какие ценности интересуют гостей из Дома культуры, охотно их принимают. Так было недавно в деревне Каличонка. Одна из местных бабушек оказалась настоящим кладезем старинных песен.

Материал в таких поездках накоплен большой. Записано много обрядовых песен. Нашли и возродили обряд ношения Никольской Чудотворной иконы в деревне Новая Слободка, где она считается оберегом. Откуда появилась икона? По истории, у одного из новослободковских сельчан в семье рождались и умирали дети. Хозяин дал обет, что купит икону, сделает для нее складень. А когда родился сын, назвал его Николаем. Ребенок выжил. В честь того, что образ помог семье, кто-то предложил носить его по деревне, чтобы каждый получил благодать и помощь от Николая Чудотворца. Во время обряда поются определенные песни, зажигаются свечи, икону переносят в другой дом, где ее встречают две  хозяйки, каждая со своим хлебом.  Кто из них выше поднимет каравай, тот заслужит большего расположения от святого. Икону оставляют в новом доме, туда можно приходить, ставить свечи, молиться.

 Благодаря этнографическим экспедициям на Кличевщине возродили детский колядный обряд «Куры». В своем роде он единственный в Беларуси, занесен в реестр нематериального культурного наследия. Родился он в деревне Вирков, но похожие совершали в Несяте и Орлино. Особенность его в том, что колядуют только дети, причем поют песню со словами «Куры-куры, не пейте рано». Если в доме живет парень неженатый, для него звучат одни слова, если девушка — другие. А угощать колядующих  хозяева должны блинами и салом. К слову, с точностью воспроизвел обряд детский образцовый фольклорный коллектив  «Купалочка» из деревни Дмитриевка.

ЕЩЕ один колядный обряд из Виркова — «Цыганы». Вообще, эту деревню работники культуры называют уникальной. Много историй сохранилось в памяти местных жителей. К примеру, на Коляды там по хатам водили «медведя», которого обматывали гороховой соломой. Говорят, бывали времена, что участвовал не ряженый, а настоящий зверь. Когда мишка танцевал и разлетался горох, считалось, что вместе с ним по дому рассыпаются  пожелания богатства. 

С каждым днем все труднее собирать этнографический материал, сокрушается Жанна Ачинович. Основные носители — те, кому уже за восемьдесят. А вот 60-70-летние, к сожалению, могут ничего и не знать. Поэтому, чтобы не терять связь между поколениями, в Доме культуры для молодежи проводятся необычные вечеринки. Дресс-код — «вышиванка», а вместо дисков с современной музыкой — озорная гармошка и песни, которые привезли из этнографических экспедиций.

korenevskaya@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter