Ходики от императора

Один из самых молодых на Брестчине городов - Ганцевичи - обязан своим появлением "железке", точнее, завершению строительства участка Вильно - Ровно Полесских железных дорог... Жемчужина из коллекции

Один из самых молодых на Брестчине городов - Ганцевичи - обязан своим появлением "железке", точнее, завершению строительства участка Вильно - Ровно Полесских железных дорог. На территории современного Ганцевичского района в 1884 году появились сразу три станции - Ганцевичи, Люсино и Мальковичи.


А датой рождения городка принято считать 1898 год. Через несколько лет, в 1902 году, Минским губернским правлением был утвержден план строительства на месте железнодорожной станции Ганцевичи местечка с аналогичным названием.


Где можно все узнать о городе? Разумеется, в местном краеведческом музее. Первое, что бросается в глаза, - камень-валун на входе с памятной табличкой: "1898 год - пачатак заснавання горада Ганцавiчы". Все экспонаты музея, а в основном фонде их больше двух тысяч, связаны с жизнью и бытом ганцевчан. Железной дороге, разумеется, - отдельное внимание. Фотографии начальников станции, фонари, которыми пользовались станционные смотрители, документы, географические карты. И настенные часы.


- Эти часы нам принесла дочь Климентия Александровича Крупенича, бывшего мастера железнодорожной станции Мальковичи, - экскурсовод Наталья Кулеш подводит к стенду, где висит жемчужина местной коллекции. С виду часы как часы - простенькие, даже без кукушки. Не идут. Но с точки зрения истории они дорогого стоят. Часы с логотипом, как сейчас бы сказали. На циферблате три четкие буквы П.Ж.Д. - Полесские железные дороги. Их мастеру-железнодорожнику за отличную службу подарил император Александр III. Причем вручил лично.


Приезжал ли император в Мальковичи? Вряд ли. Скорее, это было мероприятие на станции покрупнее. А полешук Климентий Крупенич благодаря часам вошел в историю. В музее на видном месте рядом с часами - его фотография.


Интересно, что Полесские железные дороги (Вильно-Ровенская и Пинская) строились по стратегическим соображениям. Вначале предполагалось, что движение будет только в военное время. Затем намеревались открывать движение лишь в дневное время по 3 пары поездов в сутки. Но в результате решили эксплуатировать дороги обычным порядком.


Как вы думаете, не будь Александра III с его идеей построить Полесские железные дороги, чем сегодня жило бы Полесье? Уверена, рано или поздно, но "железка" обязательно бы вклинилась в здешние земли. Людей эти удивительные по красоте края привлекали издревле: первые поселенцы на территории современной Ганцевщины появились в V - IV тысячелетиях до нашей эры, о чем свидетельствуют археологические находки эпохи неолита в урочище Качайка недалеко от Ганцевичей. Эти и другие артефакты сегодня также можно увидеть в районном краеведческом музее.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter