Нечистый на руку риелтор обманул клиентов почти на 127 тысяч долларов, а затем семь лет скрывался за рубежом

Ход жильем

Коллаж Ольги Александровой


Свое дело на гомельском рынке недвижимости Владислав Корольчук (имена и фамилии изменены) начал в 1995 году, зарегистрировав общество с ограниченной ответственностью. Его фирма занялась оказанием посреднических услуг для желающих обменять, продать или купить квартиру. Учредителем значилась супруга бизнесмена, но в реальности она выполняла лишь техническую работу, собирая информацию по газетным объявлениям. Остальным заправлял Владислав, заключая договоры и контролируя сделки от начала до конца.

Начиналось с пианино

Первой на крючок попалась женщина, дочь которой дружила с супругой Корольчука. Да и сам он не единожды бывал у них дома, сумел обаять хозяйку и внушить ей безграничное доверие.

Как-то октябрьским днем в очередной раз заглянул на огонек — чайку попить, за жизнь поговорить. В ходе беседы посетовал на внезапно постигшие его финансовые трудности. Срочно нужны деньги, которые он, честное благородное слово, вернет в самое ближайшее время. Без тени сомнения хозяйка ссудила 200 долларов и рассказала, что хочет продать пианино. Тоже за 200 зеленых. Коммерсант тут же вызвался помочь:

— А давайте я его продам и тогда сразу четыре сотни верну.

Вскоре бизнесмен забрал инструмент. Но обещанных денег женщина так и не получила.

Очень темные дела

Следующей жертвой стал российский гражданин, мечтавший вернуться в Гомель, где жили его мать и брат. Для решения квартирного вопроса родственники обратились в фирму Корольчука. Тот предложил несколько вариантов. Клиентам приглянулась трешка за 10 тысяч долларов. Однако оформить квартиру на себя покупатель не мог, поскольку не имел белорусского гражданства. Поэтому решили зарегистрировать недвижимость на мать будущего хозяина. Владислав выстроил многоступенчатую схему, объяснив это специфическими тонкостями бизнеса, до которых клиентам не было дела. Покончив с формальностями и передав деньги, стороны разошлись довольные друг другом.

О своей чудовищной ошибке россиянин узнал лишь спустя три года, когда суд признал сделку недействительной. Дело в том, что при ее заключении мошенник использовал другую клиентку фирмы. Ей в итоге жилье по суду и отошло. А россиянин так и не переехал в Гомель: ни денег, ни квартиры.

Поставив махинации на поток, Корольчук иногда приобщал к ним сотрудников фирмы. На них, по указанию директора, клиенты оформляли доверенности, дававшие право пользоваться и распоряжаться недвижимостью. После чего, как будет зафиксировано в материалах уголовного дела, «совершались неоднократные, многосторонние сделки, в результате которых квадратные метры передавались в собственность третьих лиц, а полученные средства похищались обвиняемым».

Убедить человека выписать доверенность для Владислава, имевшего хорошо подвешенный язык, не составляло труда. Клиенты сами жаждали избавиться от хлопот, для чего, собственно, и обращались в фирму, узнавая о ней из рекламы в газетах.

Двери закрываются

Больше всех пострадала гомельчанка Ирина Малашенко. После смерти мужа она стала владелицей двух трешек и пожелала их обменять. Первый вариант нашелся сходу. Поскольку квартира, предоставляемая взамен прежней, имела большую площадь, Ирина передала Корольчуку доплату — 3500 долларов. Однако позже передумала, попросив найти другое жилье. Вскоре риелтор предложил интересный вариант в центре города. Потенциальная хозяйка перевезла туда вещи, однако оформление документов застопорилось. Тем временем по доверенности, полученной от Малашенко, фирма занималась обменом ее второй квартиры. В процессе директор сообщил, что необходима доплата — 9000 долларов. Столько Ирина и передала, не взяв даже расписки.

Периодически ее заверяли: подходящий вариант вот-вот появится. Так продолжалось, пока в очередной визит на фирму Малашенко не узнала, что Владислав исчез и адреса не оставил. Холодея от дурного предчувствия, женщина поинтересовалась судьбой своего жилья. Ответ шокировал: оказалось, что обе квартиры уже проданы. Ирина потеряла все. Причиненный ей ущерб составил 44 500 долларов.

Не повезло и чете Черняковых, покупавшей трехкомнатную квартиру. Получив 17 500 долларов, Корольчук обещал тут же заняться подготовкой сделки. Но каждый раз кормил завтраками, объясняя причины задержки. А тут еще изменились обстоятельства. Клиентам потребовалось жилье в столице. Узнав об этом, Владислав лучезарно улыбнулся:

— Считайте, что вам повезло. Как раз сейчас есть хорошая двушка в Минске по улице Козлова. Цена — 27 тысяч.

Черняковы передали 7500. Еще две тысячи Корольчук уступил, компенсируя длительную задержку, во время которой пользовался деньгами из предыдущего взноса. Пара даже осмотрела квартиру, куда их водил минский представитель фирмы. Довольные клиенты вернулись в Гомель, обсуждая детали будущего новоселья. А вскоре узнали, что Владислав будто сквозь землю провалился, унеся с собой не только радужные чаяния, но и 25 тысяч долларов.

Долгая дорога на нары

С начала 1998 года в милицию посыпались заявления от потерпевших, которых в общей сложности оказалось 11. Часть из них лишилась квартир, другие — денег, преимущественно в американской валюте, на общую сумму почти 127 000 долларов.

Выяснилось, что в ряде случаев юридически сделки вообще не оформлялись. Как объясняли потерпевшие, «действовала устная договоренность, и все было на полном доверии». Будто находясь под гипнозом, люди охотно верили сладким речам мошенника. Многие на время обмена переезжали к родственникам. Другие оставались в своих апартаментах, не ведая, что формально уже не являются их хозяевами. Иногда фирма даже оплачивала жилье внаем. Клиенты по несколько лет проживали на квартирах, не вникая в смысл, подписывали какие-то документы, которые время от времени привозил бизнесмен. И верили, свято верили в исполнение всех его обещаний.

Сложно сказать, что вдруг заставило мошенника поспешно сделать ноги. Почти восемь следующих лет он скрывался, находясь в международном розыске. Владислав позже будет утверждать, что в конце 1997-го на него наехала одна из гомельских криминальных «бригад». Пришлось бежать куда глаза глядят. Глядели они в Варшаву, откуда затем Корольчук перебрался в Украину, где и был задержан.

На следствии он фактически сознался в преступлениях, хотя при этом категорически отрицал корыстный умысел. Однако суд признал его виновным в мошенничестве и хищениях. На долгие десять лет Владислав Корольчук переселился в казенные «квартиры».


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter