"Хочу учиться в БГУ!"

Так ли страшен профильный экзамен Белорусского государственного университета, как опасались этого некоторые абитуриенты-2006? Какие не видные глазу сегодняшнего выпускника перспективы открывают своим студентам физфак, химфак и другие естественнонаучные факультеты? Каким образом выпускники БГУ опровергли знаменитое высказывание Козьмы Пруткова “Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя”? Об этом и многом другом обозреватель “НГ” беседует с ректором БГУ, профессором, доктором физико-математических наук Василием СТРАЖЕВЫМ

“Кроссвордов” на экзамене не будет

— В прошлом году третий вузовский экзамен привлек абитуриентов в некоторые аграрные и частные вузы, но оттолкнул от БГУ. Почему же университет не отказывается от намерения его проводить?

— Некоторые вузы использовали собственный экзамен как способ привлечь абитуриентов с невысоким результатом в сертификате, дав им возможность пересдать этот предмет. Абитуриент БГУ традиционно сильный — в прошлом году средний проходной балл по университету составил 300 баллов. Вероятно, некоторые обладатели хороших сертификатов не захотели лишний раз рисковать на испытании. 
Мы проводили и будем проводить профильный экзамен, хотя логика борьбы за абитуриента подталкивает вузы к его отмене. Тесты централизованного тестирования в Беларуси не имеют творческой части, которая есть, например, в российских тестах и проверяется “вручную”. У нас тесты — преимущественно на “кроссвордное” мышление. Профильный экзамен остается единственной возможностью определить творческие способности абитуриента.
Но БГУ многое делает для того, чтобы снять страх и психологическое напряжение абитуриентов. Чтобы выпускники не гадали, легкие или трудные попадутся задания, задачи будут разбиты на группы сложности. Если человек решает легкие задачи из группы “А”, рассчитанные на среднего ученика, ему уже будет гарантирована положительная отметка. Задания первого уровня сложности будут простыми: знаешь формулы — получишь верный ответ и положительную отметку. Претендуешь на более высокий результат — решай задачи из группы “В”,  а затем и повышенной сложности, из группы “С”. Это принцип, который имеет общемировую практику.
Мы не хотим загадывать абитуриенту ребусы и устраивать ловушки, ведь вступительный экзамен не олимпиада! Поэтому пробные варианты задач будут размещены на нашем сайте, а Институт молодежи и образования БГУ проводит репетиционные профильные экзамены.

Разбудите в себе физика!

— Исследование “Профпрогноз” Республиканского института контроля знаний, в ходе которого было опрошено примерно 80 тысяч выпускников, показало, что четыре из двадцати наиболее популярных у абитуриентов-2007 специальностей преподаются на математических факультетах БГУ. А какие факультеты, на взгляд ректора, абитуриенты недооценивают?

— Меня огорчает, что “Профпрогноз” не высветил яркого интереса молодежи к физике. Как выясняется, выпускники школ не знают, сколько возможностей открывают три традиционные для этого факультета квалификации — физик-исследователь, физик-инженер, физик — преподаватель физики и информатики. Студент физфака может стать специалистом в области биофизики, лазерной физики, компьютерного моделирования физических процессов, физической информатики, новых материалов и технологий, микро- и наноэлектроники, рациональной энергетики, ядерной физики, теоретической физики и так далее. Под сухим названием “физика” скрываются все современные, лежащие в основе научно-технического прогресса направления. А в освоении высоких технологий заключается будущее Беларуси.
Замечательно заниматься юриспруденцией и экономикой, но обе эти науки развиваются в обществе, которое существует благодаря материальному производству. Именно физика готовит специалистов для этой сферы.
Я всегда был и остаюсь сторонником строительства АЭС в Беларуси. За двадцать прошедших после Чернобыля лет технологии изменились настолько, что сегодня катастрофа такого масштаба невозможна: степень защиты такова, что станция не сможет взорваться, даже если на нее спикирует самолет. Где будут готовить специалистов для белорусской АЭС? В университете! Причем ядерной энергетике страны понадобятся не только физики, но и химики, географы, биологи, прикладные математики и просто математики — специалисты всего спектра естественнонаучных дисциплин.
Строительство АЭС станет мощным толчком для развития оставшегося нам от Советского Союза мощного научно-технического потенциала. СССР был не только военной, но и интеллектуальной сверхдержавой. В ином случае в нашей небольшой стране не был бы создан такой научно-технический потенциал. В поисках доказательства достаточно посмотреть вокруг, на сравнимые с нами европейские страны. Но наш уникальный потенциал надо подкреплять, и такие задачи этому способствуют. Специалисты растут, когда решают практические проблемы.
Я призываю молодежь, которая думает о своем будущем и небезразлична к будущему своей страны, поступать на естественнонаучные факультеты БГУ: здесь они получат качественное, соответствующее всем требованиям мирового уровня образование.

О пользе  химизации страны

— За какие факультеты еще вам, как ректору, обидно?

— Очень удивляет недостаточное внимание выпускников к химическому факультету: в прошлом году мы с трудом заполнили все места. Между тем выпускники химфака востребованы повсеместно.
Химия пронизывает всю нашу жизнь: это продукты, одежда и все, к чему прикасаются человеческие руки. Это лекарства, благодаря которым мы стали жить дольше. Выпускники БГУ отличаются от воспитанников других вузов. Наши умеют создавать новое, улавливать потребности общества на стадии их зарождения или даже опережать их. Знаменитое высказывание Козьмы Пруткова о том, что специалист ввиду своей односторонней полноты подобен флюсу, к выпускникам университета неприменимо.
В Беларуси хорошая высшая школа, это знает весь мир. Но есть такое понятие — системообразующий фактор. Для высшей школы  Беларуси таким фактором является БГУ: здесь готовят научные кадры, в том числе те, которые впоследствии преподают научные дисциплины во всех остальных учебных заведениях, и  высококлассных специалистов в области прорывных технологий. Причем БГУ — системообразующий фактор не только для фундаментальной и прикладной науки, высшей школы, образования, но и для культуры. Где преимущественно росли белорусские писатели и журналисты?  На филфаке и журфаке Белгосуниверситета.

Команда,без которой нам не жить

— Недавно “НГ” рассказала о небольшой сенсации на студенческой олимпиаде БГУИР по программированию: лучший результат на ней показали приглашенные в качестве гостей школьники. Поскольку эти одиннадцатиклассники являются победителями республиканской олимпиады по информатике, они сейчас выбирают между БГУИР и ФПМИ БГУ. Что может предложить ФПМИ БГУ имеющим право выбора абитуриентам?
— Я считаю факультет прикладной математики и информатики БГУ одной из достопримечательностей университета и страны.
В 2003 году команда БГУ, состоящая в основном из студентов этого факультета, победила на мировом первенстве по чистой математике. В 2005 году студенты БГУ вновь чемпионы мира, причем с небывалым отрывом от всех соперников. В 2004-м они становятся победителями первенства мира по информатике.  В 2005-2006-м — становятся финалистами и входят в 20 лучших из 6600 университетских команд на чемпионате мира по программированию. Других таких примеров в Беларуси нет: сегодняшний уровень подготовки на факультете информатики и прикладной математики отвечает лучшим мировым образцам. И образование на мировом уровне в области системного программирования в Беларуси можно получить только у нас. Специалистам это известно.
Системные аналитики — это не программисты-”кодировщики”, которые, по сути, являются интеллектуальными рабочими. Наши выпускники способны, опережая спрос, создавать программы, на основе которых будут работать кодировщики.
Хотя в следующем году мы, возможно, начнем программу и подготовки “обычных” программистов, но не на ФПМИ. Чтобы стать системным аналитиком, надо глубоко и серьезно изучать математику. Информатика уже существует сама по себе: подростки 14—15 лет, не зная высшей математики, могут работать кодировщиками, создавать небольшие программы. На специальностях, которые мы планируем открыть, смогут учиться люди с гуманитарной подготовкой.

Цена студента не укусит?

— Один из позвонивших в “НГ” читателей спрашивает, дорого ли родителям учить студента в БГУ?
— Возможно, ваш читатель хотел спросить, хватает ли общежитий, ведь в Минске дорогое жилье? Да, сегодня БГУ удовлетворяет потребность своих студентов в общежитии на 75 процентов. Мы занимаем по этому показателю 4-е или 5-е место в республике, в большинстве вузов ситуация сложнее.
К сожалению, в прошлом году мы столкнулись с недобросовестной конкуренцией. Не буду называть город и вуз, но школьников, которые хотели поступать к нам, конкуренты пугали: в БГУ вам нечего рассчитывать на общежитие. Хотя у нас уровень обеспеченности общежитиями в полтора раза выше, чем в этом городе и этом университете.
Те, кто поступит к нам в этом году, возможно, будут жить в первой белорусской студенческой деревне. Ее первое общежитие будет строиться для БГУ.
Порядок скидок на обучение для студентов-платников определен постановлением Совета Министров. В нем четко расписано, за какой балл какую скидку получает студент. Скидки получаются значительными: если сравнивать арифметическую и фактическую среднюю стоимость платного обучения, разница составит процентов 30. То есть, если в среднем по университету установлена цена 1300 долларов в год, то на самом деле средний размер платы не превышает 1000.
В прошлом году наше решение увеличить стоимость обучения на некоторых специальностях пристрастно прокомментировали некоторые газеты. Дело в том, что ранее плата за обучение в БГУ зависела от количества желающих учиться платно: чем их больше, тем выше цена. В результате, например, учиться на ФПМИ оказалось намного дешевле, чем на многих гуманитарных специальностях. Мы установили реальную плату. Имея факультет мирового уровня, мы не будем устанавливать на нем низкую цену только потому, что на внебюджетной форме обучения мало студентов! Цена должна зависеть в первую очередь от реальной стоимости обучения.

Сделай сам

— Трудно ли учиться в условиях создаваемой в БГУ системы самостоятельной работы студентов?
— Мы действительно создаем систему, которая будет заставлять студентов учиться самостоятельно.
В системе обучения в вузе должны присутствовать два момента— побуждение и принуждение. Побудить — значит заинтересовать и создать для учебы условия, принудить — установить жесткие рамки контроля. Ведь, возможно, человеку, который пришел в вуз делать свое будущее, не хватает последовательности. Кого вспоминают студенты после выпуска? Обычно не добреньких, а строгих, требовательных, принципиальных преподавателей, которых уважают в студенческой среде.
Первое условие для самостоятельной работы — компьютеризация. У нас она одна из самых высоких в республике. Создаем медиатеки для свободного пользования: три уже есть, в ближайшие два года еще четыре класса откроем. В каждом из них по сорок компьютеров с бесплатным свободным доступом в Интернет. Каждая кафедра создает свои электронные ресурсы по каждому предмету. Они будут содержать учебные материалы, дополнительную информацию, задания для самостоятельной работы, тренинговые и тестовые программы. То есть студенту дают направляющую, но двигается он по учебной траектории сам. А чтобы ненароком с пути не свернул, его движение при помощи информационных ресурсов контролируется.
Я когда-то в одной из научных аудиторий услышал: вот, вы хотите контролировать студентов при помощи компьютера. Но ведь истина рождается в споре! Я согласился, что истина рождается в споре, но только между теми, кто знает предмет спора. Когда студент БГУ придет к преподавателю, тот будет наверняка знать, что перед ним человек, уже усвоивший азы предмета под руководством компьютера. С таким, действительно, можно дискутировать.
Уже два года мы идем в этом направлении, создали соб- ственную электронную систему eUniverсity. В мире много подобных программных оболочек, но наша, на мой взгляд, может служить основой для национальной модели управления учебным процессом. Наша цель к 2011 году — 90-летию БГУ — в целом выстроить в университете систему, в которой самостоятельная работа студентов действительно занимала бы значимое место. Причем я всегда повторяю и вам скажу, что самостоятельная работа без жесткого контроля — это миф.

Лица необщим выраженьем...

— Кому в БГУ учиться хорошо?

— Если говорить про естественнонаучные дисциплины, то всем тем, кто чувствует в себе желание творить.
Высшая потребность человека не в том, чтобы зарабатывать, есть, пить и спать, — это потребность самовыражения. Самовыражение необязательно связано с высокими и престижными должностями, даже не всегда связано с учебой в высшей школе. Когда человек выражает себя в профессии, он счастлив. Если ему не повезло найти “свое” дело, он, возможно, преуспеет в карьере и добьется материального успеха, но не будет счастлив.
Сегодняшний мир — это общество знания. Чтобы реализовать себя, человеку нужно образование, потому что изменяется экономика. Все меньше людей заняты ручным трудом, сельским хозяйством, все больше вовлечены в сферу обслуживания, к которой, по мировой классификации, относятся сфера отдыха и торговли, транспорт, финансы, связь, наука, здравоохранение, образование. Чем качественнее образование, тем больше возможностей реализовать себя.

Дети разных народов

— Чем обернутся для ваших будущих студентов активные международные контакты БГУ?

— Существование таких соглашений говорит об авторитете БГУ. Это верный признак того, что абитуриент выбрал вуз, имеющий международный авторитет. Вероятность, что студент будет направлен на учебу или стажировку за границу, невелика: отправляются десятки, а у нас учатся тысячи. Но международные связи означают, что если студент будет активно заниматься наукой, контакты могут ему существенно помочь в научном продвижении. У нас около 100 вузов-партнеров, активно развиваем отношения с десятком известных в мире учебных заведений.
БГУ готовится пережить последствия демографической ямы, из-за которых количество абитуриентов резко сократится уже в 2009 году. У нас есть два года, чтобы привлечь иностранных студентов, и сделать скачок в их количестве. Это может придать мощный импульс развитию университета.

Факультет радиофизики и электроники

Специальности: "Радиофизика"; "Физическая электроника"; "Компьютерная безопасность"; "Коммерческая деятельность на рынке радиоэлектронных средств и информационных услуг"
Выпускники успешно работают в БГУ, его самостоятельных научно-исследовательских подразделениях, учреждениях образования высшей школы Республики Беларусь, научно-исследовательских институтах НАН РБ, отраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских организациях, научно-производственных объединениях и предприятиях ("Интеграл", "Планар", "Агат", "Камертон" и т.д.), Парке высоких технологий, банковской системе, предприятиях малого и среднего бизнеса, работающих в области высоких технологий, занимающихся разработкой, внедрением и сопровождением программных продуктов и информационных систем.
Условия приема: физика (письменный экзамен), математика (ЦТ), белорусский/русский язык (ЦТ).
Форма обучения: дневное и заочное отделения, бюджетная и платная форма.
Приглашаем абитуриентов в двухдневную школу абитуриента-радиофизика (тел. 209-58-36). Участие в школе бесплатное.

Контакты: г. Минск, ул. Курчатова, 5, к.208,
тел. 209-59-03, 209-58-36, http://www.rfe.bsu.by

Факультет прикладной математики и информатики

Специальности: "Информатика"; "Экономическая кибернетика"; "Актуарная математика"; "Компьютерная безопасность", "Прикладная математика"
Выпускники факультета составляют основу кадрового состава многих ведущих организаций в области информационных технологий и соответствующих подразделений  научных учреждений, банков, страховых компаний, учебных заведений.
Условия приема: математика (письменный экзамен), физика (ЦТ), белорусский/русский язык (ЦТ).
Форма обучения: дневное и заочное отделения, бюджетная и платная форма.
Приглашаем будущих студентов в очно-заочную школу по математике и информатике для  учеников 5—11-х классов (тел. 209-50-90, http://www.school.bsu.by).

Контакты: г. Минск, пр. Независимости, 4, к. 509,
тел. 209-52-45, 226-55-48, http://www.fpmi.bsu.by

Физический факультет

Это 12 кафедр: общей физики, ядерной физики, атомной физики и физической информатики, физической оптики, лазерной физики и спектроскопии, энергофизики, теоретической физики, биофизики, физики полупроводников и наноэлектроники, физики твердого тела, методики преподавания физики и информатики, высшей математики и математической физики.
Начиная с 3-го курса, студенты проходят обучение по одной из специализаций. Среди них биофизика, лазерная физика, компьютерное моделирование физических процессов, физическая информатика, новые материалы и технологии, микро- и наноэлектроника, рациональная энергетика, а также много других, затрагивающих не менее важные и перспективные области физической науки.
Помимо специализации, студенты выбирают направление своей подготовки по любой из четырех существующих квалификаций: "Физик. Исследователь", "Физик. Инженер", "Физик. Преподаватель физики и информатики", "Физик. Менеджер".
Физический факультет сотрудничает с университетами и научными организациями России, Германии, Испании, Польши, Чехии, Франции, Болгарии, Великобритании, Швеции, Японии и участвует в ряде международных проектов по российско-белорусской программе "Космос", программам "ИНТАС", МНТЦ и др.
Выпускники работают  в Национальной академии наук Беларуси, научно-исследовательских и научно-производственных центрах, конструкторских бюро, учебных заведениях и других организациях, в том числе различных фирмах, а также в ведущих компьютерных компаниях: СП ЗАО "Международный деловой альянс" (более известное как IBA), ЗАО "БелХард Групп", ИП "ЭПАМ Системз", СП ЗАО "НаучСофт", ЗАО "Центр новых интеллектуальных интегрированных систем" и др.
Условия приема: физика (письменный экзамен), математика (ЦТ), белорусский/русский язык (ЦТ).
Форма обучения: дневное и заочное отделения, бюджетная и платная форма.
Приглашаем будущих студентов в очно-заочную школу по физике. Занятия один раз в две недели по субботам, бесплатно.

Контакты: г. Минск, ул. Бобруйская, 5, 
тел.: 209-52-67, 209-51-15, 209-50-67, http://www.physics.bsu.by

Механико-математический факультет 

Специальности: "Математика"; "Механика"; "Математические методы в экономике"; "Математическая электроника", "Компьютерная математика", "Web-программирование и Интернет-технологии".
Выпускники факультета работают в высших и средних специальных учебных заведениях, научно-исследовательских академических и областных институтах, конструкторских бюро, в вычислительных и информационных центрах, на промышленных предприятиях, в министерствах, ведомствах, а также банках, страховых фирмах, агентствах по продаже недвижимости, центрах высоких технологий, IT-компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения и комплексных программных решений на основе наукоемких информационных технологий и т.д.
Условия приема: математика (письменный экзамен), физика (ЦТ), белорусский/русский язык (ЦТ).
Форма обучения: дневное и заочное отделения, бюджетная и платная форма.
Для будущих студентов проводится олимпиада школьников.

Контакты: г. Минск, пр. Независимости, 4, к. 414,
тел.: 209-52-48, 209-52-49, http://www.mmf.bsu.by

Химический факультет

Ведет подготовку по одной специальности — "Химия". В рамках этой специальности выделено четыре квалификационных направления: научно-производственная деятельность, педагогическая деятельность, фармацевтическая деятельность, охрана окружающей среды.
Студенты обучаются по пятилетним учебным планам. Выпускники факультета в зависимости от выбранного направления получают диплом специалиста с одной из четырех квалификаций — "Химик. Исследователь", "Химик. Преподаватель химии", "Химик. Химик-фармацевт", "Химик. Химик-эколог". С учебными планами факультета и с программами учебных дисциплин можно познакомиться на сайте факультета.
Условия приема: химия (письменный экзамен), математика (ЦТ), белорусский/русский язык (ЦТ).
Форма обучения: дневное и заочное отделения, бюджетная и платная форма.
Приглашаем будущих студентов на занятия в Школу юного химика, принять участие в олимпиаде школьников.

Контакты: г. Минск, ул. Ленинградская, 14, к. 203,
тел.: 209-52-453, 209-53-51, http://www.chemistry.bsu.by

Более подробную информацию о поступлении в Белорусский государственный университет можно узнать на сайте БГУ http://www.bsu.by/ в разделе "Абитуриенту", а также во время встреч представителей приемной комиссии БГУ 12 и 19 мая, которые пройдут в актовом зале филологического факультета
(ул. Карла Маркса, 31). Начало в 14.00. Желающие обучаться по природоведческим специальностям смогут задать свои вопросы 12 мая, а с теми, кто стремится получить гуманитарные и экономические специальности, встреча состоится 19 мая.
Приходите к нам!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter