Хочешь льготу на проезд? Пиши заявление...

“Чтобы съездить к родителям мужа в Климовичи, нужно отдать сто тысяч!” — сокрушается Настя, студентка БГУ. Такие расходы сильно бьют по карману молодой семьи: билет в одну сторону обходится в 25 000 рублей, если ехать поездом, а автобус еще дороже. С отменой льгот ездить стало намного сложнее... Впрочем, теперь все в руках самих студентов: в соответствии с Указом Президента “О некоторых мерах государственной поддержки населения” материальную помощь на проезд нуждающимся учащимся и студентам оказывает руководство учебных учреждений. Чтобы получить компенсацию, Настя собрала необходимые справки и написала заявление. Теперь БГУ возместит ей половину стоимости билетов. А как вообще компенсируют утраченные льготы нуждающимся студентам в крупнейших вузах республики, выяснял наш нештатный корреспондент.

Проездной за полцены
В Белорусском государственном университете на компенсацию могут рассчитывать студенты как платной, так и бюджетной форм обучения. Компенсацию получают студенты, которые хорошо учатся, активно участвуют в общественной жизни и те, у кого средний доход на каждого члена семьи не превышает 150 процентов прожиточного минимума, составляющего на сегодня около 200 000 рублей. На каждом факультете действуют специальные комиссии, в состав которых входят представители администрации, профсоюза и комитета БРСМ. Эти комиссии ежемесячно рассматривают заявления студентов и принимают решения о компенсации половины стоимости проездных билетов. В общих чертах такая схема действует во всех вузах, но в каждом — со своими особенностями.
Студент — не пенсионер!
“Не стоит рассматривать студента как человека, который жить не может без льгот, — убежден проректор по учебной работе и социальным вопросам БНТУ Валерий Сметкин. — На студента надо смотреть как на субъект с активной жизненной позицией, который думает, как заработать деньги, а не сидит в общежитии или квартире и ждет, что ему дадут льготу”.
БНТУ отличается от других вузов тем, что здесь не компенсируют затраты на проезд, а покупают для студентов проездные. На факультетах собирают данные о студентах (кто нуждается — иногородние, из неполных семей, в каком именно виде транспорта), а затем в центр закупок поступает “сводная заявка”: например, для автотракторного факультета требуется 70 проездных, из них 15 — на автобус, 20 — на троллейбус и т.д. Всего университет закупает около 400 билетов.
“Мы должны предоставить студентам возможность заработать. Наша задача — показать, направить, сориентировать, — говорит Валерий Сметкин. — Сегодня в научно-исследовательской части университета на полставки работают 650 студентов, в стройотрядах — 1500, в свободное от учебы время вторичной занятостью охвачены 500 человек. Если говорить о материальной помощи, в прошлом году ее получили полторы тысячи студентов”.
Нуждающиеся, где вы?
“Повального обращения студентов за компенсацией пока не было, — констатирует Андрей Гороновский, проректор по воспитательной работе БГТУ, — хотя все студенты проинформированы”.
Технологический университет готов компенсировать половину стоимости билетов на проезд студентам, если доход их семей составляет не более 200 процентов прожиточного минимума на человека.
Пока на столе проректора только 14 заявлений. Отчасти это связано с тем, что студенты только вернулись с зимних каникул, отчасти — с тем, что учебные корпуса и общежития БГТУ расположены достаточно компактно: пешком расстояние между самыми отдаленными зданиями можно преодолеть за 10 минут.
Схожая ситуация и в Белорусском государственном университете информатики и радио-
электроники (БГУИР): общежития отстоят от учебных корпусов не более чем на две остановки наземного транспорта. В феврале было очень мало обращений, но сейчас комиссия рассматривает 60 заявлений — не отказали пока никому.
Каждые выходные — домой...
Аграрный технический университет (БГАТУ) специфичен: большинство студентов — из провинции (минчан насчитывается не более 11 процентов). В общежитиях живут 80 процентов студентов от числа нуждающихся. Все общежития и учебные корпуса университета расположены в пределах одного квартала. Поэтому будущих аграриев больше волнует компенсация билетов на “поездки выходного дня”, чем на городской транспорт. Вуз компенсирует до 4 поездок в месяц на пригородных поездах и до 2 — на обычных.
Размер фонда, из которого выделяются средства на помощь “платникам”, определяется следующим образом: 5 процентов от базовой величины умножается на численность студентов платной формы обучения.
“Нужно учитывать, что у нас учатся в основном выходцы из села, — говорит проректор по учебно-воспитательной работе Виктор Корко. — Доходы их семей не очень высокие. Студент имеет право на компенсацию, если доход на каждого члена семьи не превышает 150 процентов прожиточного минимума. На сегодня комиссия под руководством ректора рассмотрела 26 заявлений студентов”.
Компенсация по-сахаровски
Из 1250 студентов Международного государственного экологического университета им.Сахарова (МГЭУ) только 13 подали заявление на компенсацию 50 процентов затрат на проезд.
“В начале марта комиссия рассмотрела заявления — все они удовлетворены. Компенсация составила 15—20 000 рублей, а это больше 10 процентов от стипендии. Все заявления — от “бюджетников”, студенты платной формы обучения к нам пока не обращались”, — сообщил первый проректор Сергей Анкуда.
По мнению Сергея Николаевича, студенту лучше деньги не просить, а зарабатывать. Благо университет предоставляет такие возможности: от работы в строительных отрядах до зачисления в штат лаборатории НИИ экологических проблем. При этом руководство вуза не забывает о социальной помощи: в декабре прошлого года МГЭУ провел акцию помощи студентам из малоимущих и неполных семей — они получили по 15—20 000 рублей. Сейчас на материальную помощь расходуется
1,5 процента стипендиального фонда, но в дальнейшем процент планируется увеличить
до 2,5.
Что было. Что будет?
Некоторые считают, что государство напрасно “свалило” заботы о компенсации на учебные заведения: требуются единые правила для всех, централизованное решение проблемы. Совет Министров уже разработал проект Положения о порядке оказания материальной помощи на проезд, которое должно вступить в силу в начале апреля. По сути, этот документ лишь стандартизирует компенсацию льгот, а не предложит новые способы и методы. Будем ждать...

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter