Хлопушка — оружие массового поражения?

В Беларуси пока никто не проверяет качество и безопасность пиротехнических изделий“Хризантемы” в небе — темнота в глазахПервого декабря в нашей стране открылась розничная продажа пиротехнических изделий, разрешенная на протяжении полутора месяцев — до 15 января. В остальное время года продажа населению пиротехники у нас запрещена. И в первый же день начала сезонной торговли случилась очередная пиротехническая травма.

Пострадала могилевчанка Алла П. Когда она выбирала себе покупку в сувенирном отделе торгового центра “Атлант”, рядом с ней люди рассматривали мешочек из фольги, по которому нужно хлопнуть, чтобы изнутри выскочил надутый шарик в форме сердечка. Но вместо невинного сюрприза из мешочка брызнула желеобразная жидкость — и прямо в глаз Алле Ивановне, в результате чего произошел химический ожог роговицы первой степени.
Только на Могилевщине ежегодно бывает до десятка подобных случаев. Происходят они и по всему СНГ. В прошлом декабре, например, третьеклассник одной из минских школ Денис К. так стрельнул хлопушкой возле елки в собственной квартире, что две недели пролежал в больнице. Подарок ему сделала любящая тетя, купив его, кстати, в магазине. Мальчик поднял хлопушку высоко над головой и дернул за шнурочек. Но на предприятии-изготовителе его приклеили не с той стороны, и пороховой заряд  вылетел не вверх, а вниз — прямо ребенку в глаза... Как рассказывала мне тогда заведующая глазным отделением 4-й детской больницы г. Минска Елена Цыганова, больного привезли с контузией и локальным отеком сетчатки глаза. Выписался он в удовлетворительном состоянии, однако, к большому сожалению, в таких случаях может не полностью восстановиться зрение.
И это всего-навсего от хлопушки. А что говорить, когда в больницы привозят “петардистов”... У них дело часто доходит и до операций. С приближением новогодних праздников в Республиканский ожоговый центр ежегодно поступают пациенты с настолько тяжелыми ожогами, что операции по восстановлению у них кожного покрова стали уже обыденностью.
А когда я поспрашивала своих знакомых, то почти каждый рассказал о тех или иных неприятностях от пиротехники, купленной для встречи Нового года. Самые типичные — оглушила или обожгла хлопушка, бенгальские огни прожгли линолеум. Говорят, что дома вроде нельзя жечь бенгальские огни. Но как это узнать наверняка? Хоть кто-нибудь держал в руках инструкцию, как правильно их зажигать или взрывать хлопушку? Надписи на таких пакетиках и трубочках, как правило, сделаны мельчайшим шрифтом на темно-синем или черном фоне, причем нередко на китайском языке...
Эксперт по пиротехнике ошибается только раз
Как же государство контролирует безопасность пиротехнических изделий? Фантастическая ситуация, но, оказывается, в Беларуси — почти никак... Разве что милиция постоянно “шерстит” продавцов, чтобы пресечь нелегальную торговлю, да с 2004 года ограничен круг пиротехнических изделий, разрешенных к реализации населению. В списке остались только 10 видов пиротехники бытового назначения, обращение с которой, как считается, не требует специальных навыков: пистоны, хлопушки, бенгальские огни, фонтаны, трещетки, шутихи, квекари, фейерверки, римские свечи, ракеты.
Руководители Министерства торговли и в этом году сообщили журналистам, что новогодняя иллюминация, разрешенная к продаже в Беларуси, должна иметь сертификаты качества, выдаваемые страной-производителем. И только... Хоть в магазинах, хоть у предпринимателей. А ведь эти документы, к большому сожалению, бывают еще и написаны на незнакомом языке... Это значит, что пиротехнические изделия поступают у нас в свободную продажу и без удостоверения о государственной гигиенической регистрации Минздрава Беларуси, и без сертификата соответствия Госстандарта Беларуси. А потом калечат наших граждан...
В то же время в токсикологической лаборатории Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья строго контролируют, например, скорость распространения пламени в ватной бороде детских маскарадных костюмов, пожаробезопасность тканей карнавальных нарядов, токсичность продуктов их горения, санитарно-химические требования  к маскам, парикам, меховому воротнику, шапке Дедушки Мороза и множество других показателей.
Почему же по отношению к пиротехнике проявляется, мягко говоря, беспечность, хотя она несравнимо более травмоопасна, чем маска Кощея Бессмертного?
Оказывается, как утверждают специалисты, для испытания изделий со взрывчатыми веществами нужно отдельно стоящее здание, которого нет ни у Минздрава, ни у Госстандарта, ни у МЧС... В результате на сегодняшний день ни в одной лаборатории Беларуси не провели пока ни одного официального испытания даже бенгальского огня, не говоря уже о петардах. В этой ситуации государство просто вынуждено доверять гарантиям самих производителей, поскольку на данный момент нет другого выхода. А кроме того, приходится мириться с тем, что населению нередко продается пиротехника с маркировкой на иностранном языке: перевод в обязательном порядке осуществляется при сертификации, которой нет... Правда, на сайте Минторга висит объявление, что “к каждому пиротехническому изделию в обязательном порядке должна быть приложена инструкция по применению, содержащая выделенный шрифтом текст об опасности изделия и ограничениях по его применению” — имеется в виду, наверное, инструкция на русском или белорусском языках. Но если бы это предписание выполнялось...
Однако вскоре ситуация изменится. Как рассказал “НГ” начальник отдела по утилизации боеприпасов, изготовлению и использованию взрывчатых веществ Проматомнадзора Иван Каргачев, к следующему Новому году в Острошицком Городке под Минском откроется новая лаборатория — решение правительства на этот счет недавно принято. Из каждой партии поступающей к нам пиротехники будут отбираться образцы, и их будут бить, ломать, поджигать, чтобы картины в небе или фейерверк на кухне никого не покалечили.
Гори, гори ясно, но только безопасно
Россияне уже проделали тот путь, который белорусам только предстоит, — создали лабораторию, где пиротехнику можно проверить на кинетическую энергию, радиус опасной зоны, силу звука и т.д,, выдавая национальные сертификаты соответствия. Но уберегло ли это наших соседей от травм такого рода?
Увы, не уберегло. Во-первых, потому, что недобросовестные продавцы стали массово подделывать сертификаты. К тому же они перемаркировали пиротехнику, на которую истекли сроки годности, чтобы не нести убытков.
Во-вторых, уже после получения всех разрешительных документов новогодняя иллюминация может неправильно храниться, что чревато непредсказуемыми последствиями. Например, если она на складе сначала отсыреет, а после пересушится, то в пороховом заряде появятся трещины с пустотами, что приведет к неравномерному горению. И получится ба-бах, но необязательно вверх...
В-третьих, граждане и сами нередко забывают об элементарной осторожности. Так, одному московскому первокласснику однокашники кинули петарду за воротник... В Ярославле школьник носил хлопушку в кармане до тех пор, пока ее веревочка не зацепилась за ключи... В Омской области мальчишки 13—14 лет решили посмотреть, что будет, если бросить петарды в костер... А в Смоленске взрослый дядя поджег шнур от целой связки ракет, держа ее в руках, и поскольку был подшофе, то забыл, что нужно отбежать хотя бы на 10 метров... Во всех этих случаях люди получили серьезнейшие травмы. Но разве можно винить в них государство?
Когда в Беларуси тоже введут сертификацию на пиротехнику (кстати, после этого она, скорее всего, подорожает), то и это не отменит поговорку “береженого Бог бережет”...

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter