Хлопковый проект

Россия и Беларусь в ближайшие годы сократят свою зависимость от импорта «белого золота» Хлопок, как известно, – сырье стратегическое с незапамятных времен. И чем сильнее страна зависит от его импорта, тем ниже уровень ее экономической безопасности. Увы, Россия после распада СССР оказалась зависима от импорта «белого золота» почти на 100 процентов, что негативно сказывается и на экономике Союзного государства. Но в ближайшее время эта ситуация может существенно измениться.

С середины 1990-х годов снова выращивается хлопок в дельте Нижней Волги, а в начале нынешнего века – и в Ставрополье, Краснодарском крае, Калмыкии и Дагестане. Его, кстати, выращивали там же (и на юге Ростовской области) до и после Великой Отечественной войны, благодаря чему обеспечивалось свыше половины спроса на это сырье в европейской части РСФСР.
Но во второй половине 1950-х в «хлопковое Эльдорадо» решили превратить Среднюю Азию. Последствия же такого решения стали одной из причин нагнетания в этом регионе русофобии из-за социально-экономической и экологической деградации многих территорий Средней Азии.
Природно-климатические условия «хлопковых» территорий России, в отличие от среднеазиатских и азербайджанских,  не требуют массированных инъекций ядохимикатов и крупного орошения. А первые в России посевы астраханских и хивинских хлопкосемян были произведены вблизи Астрахани и на берегах расположенного между Доном и Каспием озера Маныч-Гудило по распоряжению царя Алексея Михайловича еще в середине 1660-х годов. Результаты оказались более чем успешными, и царь повелел развивать нижневолжское и калмыцкое хлопкосеяние, что и делалось при его жизни.
Однако впоследствии по разным причинам хлопок в России не стали сеять. Да и подчинение Петербургу Бухарского эмирата и Хивинского ханства с 1880-х годов избавило Россию от хлопкоимпорта. Между тем «белое золото» выращивали в Венгрии, Крымском ханстве и Бессарабии, откуда его тоже поставляли в Россию.
Что касается южнороссийского хлопка, его урожайность в конце 1990-х была 17—21 центнер с гектара, но к 2006—2007 годам она достигла 20—22,5 центнера с гектара, что почти соответствует средней урожайности в Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане и на
13—15 процентов выше, чем в Казахстане, Киргизии и Туркмении. По мнению специалистов, стабильный сбыт астраханскому хлопку обеспечен на многие годы, ибо хозяйства реализуют его ныне по 1,3—1,7 доллара за 1 кг (в зависимости от сорта и объемов), а это только 75—85 процентов среднемировой экспортной цены на хлопок. В то время как среднеазиатский хлопок в Россию часто поставляют – естественно, по «сверхнакрученным» ценам – посреднические фирмы из Сальвадора, Гонконга и Фиджи… 
К 2007 году посевные площади под хлопчатником на Нижней Волге достигли 13 300 гектаров (против 11 300 в 2005-м), а объем производства хлопкосемян – 420 тонн в год. Запланировано расширение хлопкопосевов и в Ставрополье, Дагестане и Калмыкии – в зависимости от спроса на хлопкосырье и его полуфабрикаты. Кстати, до 80 процентов российского хлопка, в отличие от импортного, поставляется самими хозяйствами-производителями, что существенно удешевляет сырье для российских текстильщиков.
Постоянным потребителем российского хлопка  станет и Беларусь: об этом еще в прошлом году заявил губернатор Астраханской области Александр Жилкин на встрече с участниками Парламентского Собрания России и Беларуси. Губернатор отметил, в частности, что «в Астраханской области детально изучается вопрос расширения посевов хлопка. Рынком его сбыта может стать и Беларусь, где хорошо развивается текстильная отрасль. А крупномасштабное производство хлопка, скорее всего, начнется с помощью Узбекистана – посредством создания совместного предприятия».
По имеющейся информации, такое предприятие будет создано до осени 2007 года. В отличие от России Беларусь практикует прямые закупки хлопкового сырья, поэтому средняя цена тонны «белого золота» для белорусской текстильной фабрики уже который год почти наполовину меньше, чем для аналогичного российского предприятия.
По мнению российского экономиста, кандидата сельскохозяйственных наук Сергея Вакарина, «участие Узбекистана, России и Беларуси в Евразийском экономическом сообществе, да и незаинтересованность Узбекистана в перепродажах своего главного экспортного товара позволят наладить прямые связи в российско-белорусско-узбекистанском хлопковом проекте».

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter