Реклама Хеллоуина выходит за рамки разумного

Хеллоуин оптом и в розницу

Хеллоуин в нашей стране по праву может считаться вторым неофициальным праздником маркетологов после Дня святого Валентина. Эти «пришлые» праздники, подобно борщевику Сосновского, прижились и нынче обеспечивают рознице внушительный рост продаж, а также переписывают афиши увеселительных заведений. Не слишком ли много шума вокруг «Хеллоуина по–белорусски»?


Давайте сегодня оставим в стороне точку зрения верующих. На эту тему представители христианских конфессий вполне определенно высказались несколько лет назад. Поговорим о земном — о деньгах. Древние кельты, жившие на территории Ирландии и Шотландии, в свое время искренне одаривали мифических потусторонних пришельцев подарками и угощениями. И они даже в самом страшном сне не могли представить, во что превратится их обычай в эпоху 6–го технологического уклада и разгула IT–технологий. Вырезанная из тыквы голова с зажженной свечой внутри в ночь с 31 октября на 1 ноября — это позавчерашний день. За дело взялись хитроумные маркетологи с их изощренными приемами стимулирования сбыта. Взглянем на минские афиши, датированные 31 октября. В кинотеатрах до 3 ноября — фильмы ужасов «Хеллоуин» и «Кукловод». В «Минск–Арене» — ледовое шоу–мюзикл «Дракула. История вечной любви». В клубах — Halloween Party в различных вариациях: от банальных костюмированных вечеринок до театра демонов и даже «ужасно веселого вечера на тему белорусских ужасов и нечистой силы». Пытается извлечь максимум выгоды из «тыквенного ажиотажа» и ретейл. В канун ночи перед Днем всех святых без проблем можно купить маски Джокера, Ганнибала Лектера, мумии или дьявола, метлы и косы в ассортименте, татуировки колотых, резаных, пулевых ран на любой вкус, искусственную кровь в розницу и оптом. В одном из столичных торгово–развлекательных центров уже прошла так называемая подготовка к Хеллоуину: пригласили детей и их родителей «на охоту за ужасно яркими впечатлениями». Дресс–код — хеллоуин–костюмы, за самые лучшие образы — сладкие подарки. На 31 октября тот же ТРЦ и вовсе анонсировал шабаш потусторонних сил, где маленькие зомби, ведьмы и привидения предложат малышам сыграть в игру «Сладость или пакость», рассказать стихотворение и получить угощение от монстров.

По большому счету, Хеллоуин — это неформальный светский праздник без особой смысловой нагрузки, повод разнообразить досуг и весело провести время в компании друзей. Когда мы к этому придем? Пока же очевидно: с рекламой подобных развлечений у нас далеко не все в порядке. Плохо, что, переняв внешнее содержание, мы игнорируем мировые традиции. Вот американцы, например, перед Хеллоуином делают почти столько же покупок, сколько к Рождеству. Но предпраздничная торговля там начинается еще в середине сентября, а реклама сдержанная, потому и ажиотаж незаметен. На Западе в Хеллоуин дети, как у нас на Рождество, ходят по домам и собирают сладости, а тыквенные лампы хозяева домов устанавливают у входа или на подоконниках. Клубные хеллоуин–вечеринки проводятся, как у нас, в одну ночь, а начинаются они за несколько дней до 31 октября. Оттого и праздник там воспринимается не как пугающий шабаш, а как милое и безобидное действо. В общем, господа маркетологи! Научитесь стимулировать продажи менее агрессивно, тогда и отторжения к Хеллоуину у многих станет меньше, да и вас самих перестанут демонизировать. А что касается предпраздничных покупок, то поводов и без того хватает — скоро начнутся рождественско–новогодние распродажи.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter