Как работают хаус-мастера из ЖЭСа

Хаус-мастер, иди домой!

Взгляд из дворницкой
“Собрался делать дома ремонт, — рассказал мне витеблянин Леонид, приезжавший на выходные в гости к минской родне. — Среди прочего надо выравнивать стены в коридоре под покраску. Сосед мой на ДСК работает, жалуется порой на низкую зарплату. Я ему и предложил подработать. Представляешь, отказался! Чего это я, мол, буду в свои выходные “на дядю ишачить”. Ну обратился в фирму. Пришел мастер, оценил 4 дня работы в 400 долларов. Он ИП, работает только по договору и через банк. И я прикинул: за вычетом налогов он заработает в месяц около 16 миллионов рублей. Когда сообщил об этом соседу, тот рассердился: вот так всегда, мол, кто не работает — тот ест. Дивный подход, не так ли?”

Но меня удивила даже не эта история — вечно ноющих неудачников везде хватает. Просто тот случай уж больно напомнил мне ситуацию в нашей жилищно-коммунальной сфере. Мы долгое время говорили и спорили про необходимость альтернативы ЖКХ (чтобы у жильцов был выбор)  и не заметили, что альтернатива эта давно есть и процветает. Я имею в виду коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей. Зато наши ЖЭСовские хаус-мастера, оказывающие жильцам платные услуги (по совершенно символическим, кстати, расценкам!),  все чаще невольно становятся теми же “собаками на сене”, не способными ни людям помочь, ни себе заработать.

Хаус-мастеров, то есть специалистов по комплексному обслуживанию и эксплуатации многоквартирных жилых домов, в стране подготовлено уже около 2 тысяч. Такие “многостаночники” могут выполнять работу электрика, слесаря-сантехника, маляра, плотника. И вот здесь главный нюанс: именно “могут”, но способны далеко не всегда. И это не их вина. Ведь основная задача ЖЭС — текущее содержание жилищного фонда, все остальное приходится делать по остаточному принципу. А в результате — явка в 14 часов вместо “до полудня”, спешка в ущерб качеству, справедливые нарекания граждан. Которым недосуг вникать в нюансы, у них своих дел и проблем, поди, хватает. В итоге жильцы все чаще голосуют рублем: проще заплатить частникам 200 тысяч рублей за установку раковины, чем ждать хаус-мастера, который возьмет лишь 40 тысяч, но явится ли в срок — большой вопрос. А ждать полдня у моря погоды может обойтись себе дороже — не всякое начальство готово считать аргумент “ждал мастера” уважительной причиной отсутствия работника.

Честный и добросовестный малый бизнес от этого только выигрывает. А знаете, кто в проигрыше? Конечно же ЖКХ. Только в Минске предприятия ЖКХ за первые три квартала года недобрали 13 процентов доведенного им “плана по быту”, а это почти 6 миллиардов рублей. Учитывая, что планы пишутся не с потолка, можно предположить: эти ожидаемые услуги были оказаны гражданам частниками, ценник которых — как минимум вдвое выше, чем у ЖЭСовских хаус-мастеров, а по отдельным услугам  и в 5 раз дороже. То есть в одном лишь Минске, где и начался в 2013-м эксперимент по внедрению хаус-мастеров, от 10 до 20 миллиардов рублей за 9 месяцев уплыли частным фирмам и ИП. Для жильцов, конечно, особой разницы нет кому платить деньги. Главное, чтобы все было сделано качественно и быстро. Но, честно говоря, за ЖЭСы обидно. Проигрывают они конкурентную борьбу. А значит, получают именно так, как и работают — по остаточному принципу.

Конечно, можно традиционно жаловаться на “неблагодарных клиентов”, низкую зарплату. А можно быть и как-то порасторопнее, что ли, — и хаус-мастерам, и ЖЭСам в целом.

А что думаете по этому поводу вы? Звоните, пишите: 287-16-24, osipov@sb.by (с пометкой “Семенычу”).

Искренне ваш заслуженный работник ЖЭСа Семеныч
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter