Хата с краю

О белорусских хуторах

Часто бываю в сельской глубинке и наблюдаю такую картину: стоит на краю поля или на лесной опушке хата, а то и несколько. Это и есть наши хутора. Прожив там всю жизнь, люди за редким исключением переезжают в деревни или города. С кем из них ни беседовал, они в один голос говорят: «Прикипели мы к родному месту, вот и не хотим что–то менять на старости лет». Так и на хуторе Устизерье в Островецком районе Гродненской области. Места там чудные: хвойный лес, река Вилия, кругом зелень, тишина. Дышится во всю грудь...


Но мне, человеку городскому, привыкшему к комфорту, трудно осознать такой факт: в Устизерье до сих пор не проведено электричество, поэтому нет в хатах телевизора, холодильника, стиральной машины, утюга... И если бы не лампа–керосинка, подвешенная под потолком, в домах вообще была бы кромешная тьма.


Долгожители хутора Бронислав и Ольга Полочанские здесь вырастили 8 детей. Все разъехались, а они остались. Еще один житель Устизерья Владимир Рипинский переехал в родительский дом почти 6 лет назад. Все это время он добивается прокладки на хутор линии электропередачи. О своих мытарствах поведал в письме в редакцию. Владимир Рипинский добивается того, чтобы протянуть от ближайшей деревни через лес ЛЭП длиной 2,4 километра. По ценам прошлого года на это требовалось более 250 миллионов рублей. Сейчас, разумеется, сумма будет гораздо больше. Но кто оплатит эти расходы?


Вопрос ведь упирается не только в электрификацию Устизерья. В Гродненском областном управлении статистики мне привели цифры. В Принеманье сегодня официально зарегистрировано 406 хуторов. Это, замечу, почти десятая часть от всех сельских населенных пунктов региона. Больше всего «хат с краю» в следующих районах: Сморгонском — 47, Вороновском — 54, Ивьевском — 63. А лидером является как раз Островетчина, где расположены 102 хутора из 378 населенных пунктов.


Конечно, свет у большинства хуторян есть давно, но как быть тем людям, к домам которых до сих пор не проведены линии электропередачи? Да и там, где они есть, необходим ремонт. А уж увидеть на столбе возле хаты уличную лампу освещения — настоящая роскошь.


Но такая ли уж тупиковая «световая» проблема в отдаленных населенных пунктах?


В «Гродноэнерго» рассказали, что существует порядок выделения финансовых средств на строительство сельских сетей электроснабжения. Но несколько лет назад на законодательном уровне пришлось отказаться от прокладки дорогостоящих линий на хутора за счет предприятий электроэнергетики.


Какой теперь выход у хуторян? Им надо обращаться в районный исполнительный комитет по месту жительства. После того как энергетики обследуют хутор и назовут сумму стоимости работ, райисполком определит целесообразность прокладки ЛЭП. Только когда будет получено «добро», населенный пункт включат в программу возрождения и развития села, которую утверждает облисполком. Лишь потом можно рассчитывать на бюджетное финансирование.


Процедура, как видно, длинная, но в нынешних экономических условиях необходимая. Программа не безразмерная, так что далеко не каждый хутор сможет рассчитывать на денежную помощь от государства. Неудивительно, что в Гродненской области за последние 10 лет электрифицировали лишь несколько хуторов.


А что делать остальным жителям отдаленных населенных пунктов, которые до сих пор остаются без света? Оплатить услуги энергетиков по полной стоимости далеко не каждой семье по карману. А вот скинуться всем хутором — это уже намного легче. Причем энергетики готовы в кратчайшие сроки проложить ЛЭП даже в отдаленные места, для этого у них есть техника, оборудование. Еще один вариант, который предлагают хуторянам, — переселиться в ближайшие деревни.


Сомневаюсь, что пожилые люди, прожившие в лесной тишине или посреди поля десятки лет, отважатся поменять насиженный угол. К сожалению, на электричество в хате им даже в ХХI веке вряд ли можно надеяться.


Но одно дело — прожить на хуторе всю жизнь, другое — переехать туда из города временно, как на дачу. Это теперь тоже стало модным. Конечно, заброшенные сельские дома надо обживать. Однако рассчитывать при этом больше на свой кошелек. Сможешь обустроить свое жилище — милости просим. Хочешь коротать вечера с керосинкой? Дело, как говорится, добровольное...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter