Хаос в стране пирамид. На берега Нила пришли непростые времена.

События, происходящие в Египте, потрясли не только Ближний Восток, но и весь мир. Эксперты говорят о “финиковой” революции как о уже свершившемся факте. Центральная площадь Тахрир в Каире с высоты птичьего полета напоминает в эти дни гигантский муравейник. Накануне число демонстрантов, требующих отставки 82-летнего президента Хосни Мубарака, возросло до двух миллионов человек. Одновременно в обществе очевиден раскол на сторонников главы государства и его противников, и эта неоднородность может привести к непредсказуемым последствиям.

События, происходящие в Египте, потрясли не только Ближний Восток, но и весь мир. Эксперты говорят о “финиковой” революции как о уже свершившемся факте. Центральная площадь Тахрир в Каире с высоты птичьего полета напоминает в эти дни гигантский муравейник. Накануне число демонстрантов, требующих отставки 82-летнего президента Хосни Мубарака, возросло до двух миллионов человек. Одновременно в обществе очевиден раскол на сторонников главы государства и его противников, и эта неоднородность может привести к непредсказуемым последствиям.

На арабском языке слово “мубарак” означает “благословенный”. В то же время едва ли не половина населения страны живет на два доллара в день, люди выражают недовольство коррупцией, безработицей и другими экономическими проблемами. В прошлую субботу президент распустил правительство, однако это не удовлетворило протестующих.
Страна находится на грани экономического и социального коллапса: на заправках заканчивается топливо, а в магазинах – продовольствие, цены растут молниеносно, доступ в интернет запрещен, железнодорожное сообщение прекращено, не работают госучреждения, школы, банки. Воспользовавшись анархией, тысячи заключенных бежали из тюрем, повсюду орудуют мародеры. Граждане, не надеясь на власть, вынуждены создавать отряды самообороны для охраны своих домов.
За десять дней массовых протестов в результате ожесточенных стычек демонстрантов с полицией погибли уже более трехсот  человек, количество раненых и пострадавших вообще не поддается подсчетам. Вице-президент Омар Сулейман объявил, что по поручению президента он намерен установить контакт со всеми политическими силами, начать диалог с целью проведения конституционных и законодательных реформ. Расчет был явно на то, чтобы убедить демонстрантов: власть идет навстречу народу, понимает его чаяния, готова осуществить реформы, но предлагает сделать это, не устраняя президента. А последнее как раз и не устраивает протестующих.
Неоднозначную реакцию населения страны вызвало и выступление самого Мубарака. Обращаясь к нации, он подчеркнул, что не намеревается выставлять свою кандидатуру на президентских выборах в сентябре 2011 года, однако и уходить в отставку до этого срока не собирается. Президент пообещал провести реформы и подготовить страну к мирной передаче власти.
Речь президента привела к ожесточенным столкновениям между противниками и сторонниками Хосни Мубарака. И все зависит от того, чью сторону займет армия, точнее – генеральская верхушка, считает политолог Георгий Мирский. По его словам, армия в Египте – великая сила. Причем не только военная, но и экономическая. Военные получают подряды на строительство мостов и дорог, производство бензина и оливкового масла, владеют отелями для туристов и больницами. Армейское руководство – это неотъемлемая и важнейшая часть коррумпированной бюрократической системы. В то же время в глазах народа армия является символом независимости. “Перед верхушкой армии стоит жуткая дилемма, – рассуждает эксперт. – Отстаивать до конца президента и своего главнокомандующего, обеспечить сохранность порядка и собственных привилегий или ради спасения страны и системы все же пожертвовать главной фигурой? Но здесь есть тоже огромный риск: протянешь палец – оттяпают всю руку. Вдруг народ так же, как в соседнем Тунисе, не удовлетворится уходом президента, а, увидев, что власть дала слабину, потребует демонтажа всей системы?”
Есть и еще одна опасность. Не стоит забывать, что над Египтом тяготеет бремя исламского радикализма: организация “Братья-мусульмане” в Каире до последнего времени проявляла крайнюю осторожность. Но она обладает большим политическим весом и с вечера 27 января принимает активное участие во всех манифестациях. Специалисты уверяют, что если проводить свободные выборы, то исламисты получат как минимум 20 процентов голосов. После того может начаться “ползучая исламизация” Египта. А исламисты – злейшие враги военных, и противостояние между ними грозит уже гражданской войной.
“События в Египте могут повлечь за собой изменение общего фарватера Ближнего Востока, – отмечает политолог Вадим Карасев. – На волне таких восстаний и революций к власти могут прийти не радикальные демократы, а радикальные исламисты, что поменяет всю геополитическую конфигурацию арабского мира, сформированную после Второй мировой войны и неизбежно сформирует антиамериканскую волну в регионе”.
Кроме того, ситуация в Египте влияет и на мировой рынок в целом. По мнению некоторых аналитиков, повышение цен до 100 долларов за баррель Brent связано во многом с опасениями, что Египет может сократить поставки нефти по Суэцко-Средиземноморскому нефтепроводу и Суэцкому каналу, по которым проходит до двух миллионов баррелей в сутки.
Но текущий рост нефтяных котировок – цветочки по сравнению с возможными экономическими последствиями распространения политического кризиса на нефтедобывающие страны Персидского залива. Ближний Восток – это основной нефтедобывающий регион мира, на который приходится около трети мировой добычи нефти. “Даже если на короткое время из-за беспорядков поставки нефти из Персидского залива сократятся, рынок нефти ждет коллапс. Прочие нефтедобывающие страны не способны заместить такие объемы, а наличные товарные запасы нефти не обеспечат и двухмесячного мирового потребления”, – отмечает аналитик  инвесткомпании “Грандис Капитал” Тимур Хайруллин.
Исторической аналогией возможного развития событий, по его мнению, является нефтяной шок 1973 года, когда арабо-израильская война привела к последующему сокращению поставок нефти ОПЕК на рынок. Вследствие этого котировки черного золота меньше чем за полгода возросли более чем в три раза. Происходящее негативно сказалось на мировой экономике и в особенности на крупнейших импортерах нефти – США и Европе.
Но большинство экспертов сомневаются в возможности такого сценария. “Революции происходят только в бедных арабских странах, – констатирует  профессор Высшей школы экономики Алексей Скопин. – В богатых нефтяных государствах революций не будет, поэтому рост цен на нефть из-за нестабильности в этом регионе маловероятен”.
Тем временем многие иностранцы в спешном порядке покидают Каир и курорты Красного моря. Египетская оппозиция готовится к проведению еще более масштабных акций после пятничного намаза. Обещания президента она называет блефом, а представитель движения “Братья-мусульмане” Мохаммед Хабиб заметил, что постоянные отсылки в речи Мубарака к его прошлым военным и политическим заслугам не искупают 30 лет коррупции. И хотя оппозицию призывают взвесить все за и против и не отвергать с ходу предложения Мубарака, у наблюдателей мало уверенности в том, что джинна удастся загнать обратно в бутылку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter