Хабенский, похожий на Колчака

На экраны страны вышел первый фильм о Верховном правителе РоссииПоявление фильма «Адмиралъ» было неизбежно. Осмысление трагедии, расколовшей Россию в 1917-м надвое, по большому счету, только лишь начинается.Фильм Андрея Кравчука по сценарию Владимира Валуцкого и Зои Кудри посвящен Колчаку, врагу Советской власти, не имевшему ни имени, ни лица, ни судьбы в нашем недавнем восприятии. Статьи об Александре Васильевиче Колчаке в российской прессе стали появляться не так давно. И писали не столько о заслугах перед Отечеством этого видного военного и политического деятеля, участника Русско-японской и Первой мировой войн, имевшего несколько Георгиевских наград, знаменитого исследователя-полярника, именем которого назван остров в Карском море, командующего Черноморским флотом в 1916–1918 годах, сколько о необыкновенной истории любви адмирала и Анны Тимиревой.

Она последовала за Колчаком в Сибирь, когда в 1918 году он был провозглашен Верховным правителем России и под его контролем оказались Сибирь, Урал и Дальний Восток. Тимирева работала медсестрой, а после ареста Колчака в январе 1920 года, подобно декабристкам, вслед за ним отправилась в тюрьму. После его расстрела в феврале 1920 года около 30 лет провела в лагерях и ссылках. В 1960-х работала консультантом на съемках «Войны и мира» – появиться в кадре бывшей заключенной не позволили.
Эту историю сняли с голливудским размахом (на студии Даго-фильм при поддержке Первого канала отпечатано более чем 1200 копий) – на фоне морских сражений, бесконечной железнодорожной суеты на сибирских просторах, масштабных батальных сцен. Для съемок в натуральную величину был построен корабль Колчака, специалисты по спецэффектам и компьютерным технологиям создали 24 тысячи компьютерных кадров, за что удостоились похвалы от Тома Рольфа, приглашенного из Голливуда монтировать фильм. Взрывы в фильме очень эффектны, от канонады можно оглохнуть, впечатляет и сцена психической атаки каппелевцев. Но при этом не оставляет ощущение, что где-то ты все это видел, а экран к финалу фильма все больше становится похожим на монитор. Так и кажется: нажмешь клавишу – и вся эта «игра в Колчака» замрет. А через секунду по мановению твоей же руки продолжится.
Удивило, что на презентации фильма в самых драматических моментах в зале раздавался смех. И я не сразу поняла, что это была реакция продвинутых братьев-журналистов на то, как с точностью до наоборот снято кино: «красные» – грубые чудовища, а «белые» – пушистые зайчики. Даже намека нет на массовые расстрелы и зверства колчаковцев. А Александр Васильевич был жестким командиром и последовательно выполнял свою главную задачу – стирал с лица земли большевизм. Мне самой в годы работы в «Вечернем Новосибирске» приходилось писать об очевидце тех событий, и беседовали мы в сквере у братской могилы красноармейцев.
Странно, но и страстью экран не дышит. Константин Хабенский – пластичный актер и существует в кадре «по Станиславскому». Его голос, поступь, реакции убедительны, и  костюмы на нем сидят отменно. Он очень красиво бросает в море заветную Золотую саблю, чтобы не досталась взбунтовавшимся матросам, правдиво руководит своим расстрелом, но понимаешь это умом, а не чувством. И совершенно не сопереживаешь персонажу. Потому что постоянно видишь актера Хабенского в образе Колчака.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter