КГК: бюджет Союзного государства за 2017 год исполнен, но есть недоработки

За годы союзного строительства Беларусь и Россия наладили тесные торгово-экономические связи, укрепили сотрудничество в научно-технической, образовательной и культурной и других сферах. При этом белорусско-российский диалог стимулирует работу как в рамках Содружества независимых государств, так и Евразийского экономического союза. Об этом сказал председатель КГК Леонид Анфимов, подводя итоги исполнения бюджета Союзного государства за 2017 год на совместном заседании коллегий Комитета госконтроля Беларуси и Счетной палаты России:

- Если говорить про нынешний год, то был проведен ряд значимых мероприятий в рамках Союзного государства. Важным событием октября стал, к примеру, V форум регионов Беларуси и России с участием президентов двух стран. Фактором успешности форума является рекордная сумма подписанных контрактов - более 500 млн.долларов. Хочу отметить, что бюджет Союзного государства – это источник для реализации запланированных совместных программ и мероприятий, и как следствие – развитие интеграции и связей между субъектами хозяйствования в частности и нашими странами в целом. 



По словам Леонида Анфимова, в последние годы складывается положительная тенденция в исполнении бюджета Союзного государства по доходам. При этом Беларусь и Россия полностью выполняют свои обязательства в части безвозмездных перечислений, что позволяет финансировать совместные программы и мероприятия в полном объеме. При этом за многие годы совместной работы выработан четкий механизм контроля, направленный на выявление фактов не целевого и не эффективного использования бюджетных средств с выработкой предложений по совершенствованию бюджетного процесса и предотвращения нарушений. 




Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин также отметил, что за долгие годы сотрудничества есть значимые результаты: 

- В разы возросло торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. Объем российских капиталовложений в Беларусь превысил 4 миллиарда долларов. Сегодня подводя итог, хочу сказать, что этого мало. Нужно, чтобы россияне больше вкладывались в Беларусь, в основные проекты, в том числе в частный сектор. Что касается взаимного товарооборота, то он тоже увеличивается. Свой вклад в расширение взаимовыгодных связей вносят различные двухсторонние мероприятия. Конечно, приоритетные направления – импортозамещение, промышленная кооперация, сельское хозяйство, строительство, фармацевтика, госзакупки, развитие цифровой экономики. 




Алексей Кудрин не скрывает, что необходимо наращивать результативность совместных программ: «Нам нужно больше говорить о результатах союзных программ и о том, как и нарастить. Я считаю, что в совместном сотрудничестве есть громадный потенциал, не реализованный в полной мере при тех особых отношениях, сложившихся между нашими государствами. Хотелось бы, чтобы каждая копейка союзного бюджета заработала более производительно. Поэтому продолжаются работы по совершенствованию нормативно-правовой базы Союзного государства, повышение эффективности бюджетной политики и так далее». 

Во время заседания отмечалось, что проверкой контрольных органов Беларуси и России в целом подтверждаются данные, представленные в отчете Совета Министров Союзного государства по поводу исполнения бюджета. В сухих цифрах – вся суть. Потому к ним и обратимся. В 2017 году доходы бюджета этого интеграционного образования исполнены в объеме 6,8 млрд. российских рублей (100,9 % уточненного планового показателя). Кассовое исполнение расходов составило 4,1 млрд. рос. рублей, или 84,6 % уточненной сводной бюджетной росписи на 2017 год. Это, кстати, наихудший показатель за период с 2014-го, когда уровень кассового исполнения расходов был 86,1 % (в 2015 году – 94,8 %, в 2016 году – 95 %).



На январь 2018-го остатки средств бюджета Союзного государства составили 2,84 млрд. рос. рублей (на счете в Федеральном казначействе России – 2,12 млрд., в Главном государственном казначействе Министерства финансов Беларуси – 721,7 млн.), увеличившись по сравнению с началом года на 38,1 %. Что значительно превышает аналогичные показатели 2016 года (тогда остатки бюджета увеличились на 9,8 %).

Значительный объем остатков средств на счетах бюджета Союзного государства обусловлен в основном наличием остатков прошлых лет, а также резервированием денег для финансирования новых проектов и мероприятий.

Доля ресурсного обеспечения союзных программ имеет наибольший удельный вес в общем объеме расходов бюджета Союзного государства. Так, в 2017 году на реализацию 9-ти программ было направлено 2,3 млрд. рублей, а это более половины всех затрат. Кассовые расходы на реализацию союзных программ составили 98,9 % годовых назначений. Это наилучший показатель за последние три года (для сравнения: в 2015-ом этот показатель составил 98,4 %, в 2016 – 96,8 %). 

В то же время отмечаются факты слабого освоения средств. К примеру, Минприроды Беларуси (госзаказчик Программы с белорусской стороны), исполняя программу «Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства» на 2017 – 2021 годы, в прошлом году освоило лишь 25,4% выделенных финансов или 2,1 млн. российских рублей. При проверке Комитетом госконтроля белорусской части Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года также выявлены нарушения бюджетного законодательства, повлекшие излишнее получение средств бюджета Союза двух стран. Не все оказалось гладко и с проведением госзакупок, вскрылись факты нецелевого использования имущества.



По итогам заседания коллегий контрольные ведомства предложили принять меры по возврату излишне полученных средств бюджета. Заключение Счетной палаты и КГК на отчет Совмина Союзного государства об исполнении бюджета будет направлено в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Постоянный Комитет Союзного государства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter