Казнить нельзя помиловать

Запятую каждый может поставить по убеждениюСегодня проходят парламентские слушания по проблеме смертной казни.
Запятую каждый может поставить по убеждениюСегодня проходят парламентские слушания по проблеме смертной казни. Накануне группа депутатов, возглавляемая заместителем председателя Палаты представителей Владимиром Коноплевым, посетила колонию особого режима в Глубоком и Жодинское СИЗО.

Следуя за действующими официальными лицами по подземной галерее Жодинского СИЗО, испытала дантовские ужасы: казалось, что это - дорога в ад. Она привела к ряду камер, на дверях которых надписи "Пожизненное заключение". На табличках - фамилии преступников, краткое описание совершенных ими злодеяний: убил мать и сожительницу; палкой забил до смерти женщину; ножом и молотком лишил жизни двух человек; осколком стекла полоснул по горлу мужчину... Перед сгустком жестокости, затаившейся за крепкими запорами - по ту сторону человеческого понимания, - теряешь дар речи. Здесь, в участке исправительной колонии особого режима, содержатся осужденные на пожизненное заключение: сутки за сутками, в 6 часов подъем, в 22 - отбой, кормежка по установленным часам, чтение книг, получасовая прогулка по каменному мешку с натянутой поверху металлической сеткой. Всего в стране к пожизненному заключению приговорены 78 преступников. Это - общественная проблема...

Начальник Комитета исполнения наказаний при МВД Владимир Ковчур рассказал

: - Мы проводили опрос, и лишь один из них однозначно ответил, что предпочел бы расстрел, но остальные все равно питают надежду когда-нибудь выйти отсюда, уповая на что-то, вплоть до некоего чуда.

Если, подавив естественные эмоции, рассуждать логически, то нельзя не признать: за последнее десятилетие приговоры к пожизненному заключению заметно потеснили меру наказания, которую старый УК квалифицировал как исключительную. В 1998 году суды, наделенные полномочиями это решать, вынесли 47 смертных приговоров. В 2001 году таких прецедентов насчитывалось только 7, и около 40 человек приговорены к пожизненному заключению. (Смертники содержатся в СИЗО по улице Володарского в Минске.) Оказал ли влияние на практику в основе своей более либеральный обновленный Уголовный кодекс? Изменилось ли мировоззрение судей? Сказался ли общеевропейский подход к проблеме - не казнить? Факт остается фактом: когда сегодня государство, парламент, общественность вновь обращаются к проблеме смертной казни, то дискуссия вроде бы ведется о существовании или небытии буквально нескольких закоренелых, опасных, едва ли способных к исправлению убийц.

Чего, казалось бы, проще: ввели мораторий на исполнение смертных приговоров - и двери в Совет Европы для Беларуси приоткрываются. Такой вариант решения, по мнению судьи Верховного суда Николая Герменчука, теоретически приемлем

: - Мораторий не противоречил бы воле белорусского народа, который на референдуме 1996 года проголосовал за сохранение смертной казни.

Другие юристы-практики, чьим мнением я интересовалась, тоже считают, что приостановление исполнения смертных приговоров не есть отмена этого вида наказания.

Но, конечно, дилемма много сложнее, она не исчерпывается наличием пожелания зарубежья видеть нас не такими, какие мы есть. Наши психология и ментальность, вековые традиции, вера в Бога (верующий исповедует только "Не убий"), жажда справедливого, по людским понятиям, возмездия - все переплелось.

Вот как оценивает проблему министр внутренних дел Владимир Наумов

: - По твердому моему убеждению на данном этапе развития нашего общества смертная казнь как исключительная мера наказания должна сохраняться. Тем более что речь действительно идет о единичных случаях исполнения самых суровых приговоров. По долгу службы общаясь с осужденными, я знаю, что те же рецидивисты, которых вы только что видели в колонии особого режима в Глубоком, признают: смертная казнь все же является сдерживающим фактором для уголовной среды.

В ходе выездного пленарного заседания, которое прошло в клубе Глубокской колонии, затрагивались некоторые очень актуальные и важные аспекты практики исполнения наказаний. Они, кстати, тоже требуют осмысления, оценки, законодательных поправок и касаются судеб очень многих обитателей "мест не столь отдаленных" - от рецидивистов до мальчишки 15 лет, который похитил из пивбара пару шоколадок, содержимое кассы и ждет приговора суда в Жодинском следственном изоляторе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter