«Каждый стой на своем месте». Ректор Белорусской академии музыки Екатерина Дулова раскрывает секрет успешного руководителя

Говорят, мужчина должен родить сына, построить дом, посадить дерево. Екатерина Николаевна Дулова родила двоих сыновей, отремонтировала Академию музыки и общежитие, защитила две искусствоведческие диссертации. На ее монографиях о музыке русских балетов выросло целое поколение деятелей музыкального театра. 


– Я умею делать абсолютно все, – говорит эта красивая, утонченная женщина. – Шью, вяжу, с молотком управляюсь. Если надо в каком-то механизме разобраться  – сажусь и читаю инструкцию.

На днях Екатерина Николаевна Дулова стала победительницей городского этапа конкурса «Женщина года – 2020» в номинации «Успешный руководитель». Одиннадцать лет она возглавляет коллектив из двух тысяч человек, решая абсолютно все вопросы – от мойки венецианского стекла до смысла жизни.

Особенно трудным стал для Академии музыки 2020 год. Пандемия, дистанционное обучение, беспрецедентная атака на студенческие умы, предпринятая деструктивными силами… 

– Представляете, что будет, если изъять музыку из нашей жизни? – риторически вопрошает Екатерина Николаевна. И рисует апокалиптическую картину мира, где в мертвенной тишине гуляет свадьба и скачет обезумевший балет. 

– Мы сегодня и есть идеология! – заключает она. – Мы сегодня и есть та составляющая, которая заставляет человека быть живым, настоящим, не винтиком. 

Екатерина Николаевна владеет секретом превращения винтиков в людей.

– Я понимала, что это очень важная часть моей деятельности, – вспоминает она свои разговоры полугодичной давности. – Я понимала, что мне нужно разговаривать очень индивидуально и очень точечно. Я для себя хотела услышать: куда вы идете? чего вам не хватает? чего я как ректор, может быть, не сделала? Я просто как здравомыслящий человек хотела понять! Но, к своему ужасу, я не услышала ничего внятного, и это меня более всего потрясло. Как можно, не видя цели, не зная, что будет на следующем этапе, пытаться разорить то, что есть у тебя сегодня?

А есть очень многое. Например, за последние годы благодаря президентской программе в Академии музыки был практически полностью обновлен парк музыкальных инструментов.

– Не буду скрывать, когда я вступила в должность, наш парк инструментов был как минимум сорокалетней давности! При такой амортизации, да еще и при экспорте образовательных услуг, отчего эксплуатация возросла в три-четыре раза.

Новенький рояль – это не только колоссальное удовольствие для музыканта, но и возможность готовиться к музыкальным состязаниям самого высокого уровня.
Хорошо готовиться – значит побеждать.

– Достижения советских музыкантов в середине XX века по уровню и качеству были сопоставимы с победами в спорте, – говорит Екатерина Дулова. – Спорт, балет и музыка – это статус страны. 

И это лишь одна из многих причин, почему государство так заботится о молодых музыкантах.

Для консерваторского общежития было закуплено 90 современных пианино «Беларусь». Их производство тоже было налажено благодаря президентской программе. Студент не только ни за что не платит, а еще и получает стипендию. Особо успешный студент – из Президентского фонда по поддержке талантливой молодежи, в котором Екатерина Николаевна исполняет обязанности председателя совета.

– Это огромные возможности для продвижения в своей деятельности, – говорит она. – Хочешь куда-то поехать, что-то приобрести – пожалуйста! Хочешь отремонтировать дорогостоящий инструмент  – мы и в этом тебе поможем.

Но и творческая молодежь должна отвечать на заботу взаимностью.

Это одна из тем встречи со студентами, которую Екатерина Николаевна провела сразу же после своего награждения дипломом «Женщина года».

По замыслу, это первая из встреч, объединенных общим заголовком «Диалоги о культуре».

– Как ректор разговаривает и общается со студенчеством? Что он думает по поводу того, что происходит вокруг? Что думают студенты по поводу того, что происходит вокруг? Что происходит внутри? Как мы сами себя чувствуем на сегодняшний день? Какие волнуют вопросы? – так определяет тематику этих встреч Екатерина Николаевна. 

Важнейшее условие при этом – абсолютная добровольность.  Казалось бы, чего проще – согнать студентов в Большой зал в приказном порядке, но ректору как человеку интеллигентному противна сама мысль об этом.

– Я очень просила деканов приглашать только тех, кто хочет общаться, – говорит она, и в этом, на мой взгляд, ее сила. Уверенность в том, что она выдюжит без всякого административного ресурса. «Каждый стой на своем месте» – вот ее принцип, и он срабатывает. Я это наблюдала собственными глазами.

Час общения пролетел как один миг. Мне и в голову не могло прийти, что за шестьдесят минут на моем диктофоне может запечатлеться столько разных вопросов – от культуры общения до научного понятия о том, что такое музыкальная культура и из каких частей она состоит.

 Попутно был затронут и вопрос о коронавирусе (оказалось, что в Академии музыки уже практически никто не болеет), и о прививках, и – самое важное – о грядущем распределении.

– Мы очень лояльны, всегда стараемся, чтобы человек пошел работать максимально по профилю, чтобы все у него сложилось как нужно, – говорит Екатерина Николаевна.

Но у студентов частенько совсем другие приоритеты.

– Допустим, ты из Брестской или Могилевской области, – объясняет проблему Екатерина Николаевна. – Там нужен специалист! Давай! Укрась свой регион – открой музыкальную школу или детскую школу искусств, создай в музыкальном колледже новую специальность, организуй фестиваль!  Мы наблюдали с коллегами колоссальный личностный рост, когда человек уезжает в регион и действительно вносит вклад в культуру своей страны. Там, в отличие от столицы, за десять лет можно возглавить крупный коллектив и стать уважаемым человеком, потому что у тебя есть дело, есть энтузиазм и желание быть там, где ты реально нужен. Недаром один из лозунгов Всебелорусского народного собрания – сильные регионы! 

Но нет, студент рогом упирается, лишь бы остаться в Минске, и Екатерина Николаевна видит в этом огромную проблему – не только государственную, но и личностную, – проблему человеческой и социальной самореализации.

В конце разговора она спросила у студентов, можно ли притвориться знающим, умным, и оказалось, что можно. А интеллигентным притвориться невозможно! Это воспитывается огромным опытом работы над собой и служения обществу и людям. Этот путь открыт для каждого, независимо от возраста и профессии. Он тяжелый, но и награда огромна. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter