Каждый кулик «Туровский луг» хвалит

В столице древнего княжества не осталось практически ни одного свидетельства его былого величия. Руины храма XII столетия, несколько каменных крестов, якобы приплывших по Днепру и Припяти во времена крещения Руси из Киева, да холмы городища, на которых когда–то высились дворцы...

В столице древнего княжества не осталось практически ни одного свидетельства его былого величия. Руины храма XII столетия, несколько каменных крестов, якобы приплывших по Днепру и Припяти во времена крещения Руси из Киева, да холмы городища, на которых когда–то высились дворцы. Вот так — такой рок преследовал некогда крупнейший полис Полесья в последние века. Если бы не обстоятельства, изменившие ход истории, деревня Туров так и осталась бы унылой провинцией.


Да и народу тут убавилось: до Великой Отечественной войны проживало шесть тысяч человек, нынче — в два раза меньше. Думаю, историкам было бы полезно для нашего общего просвещения проанализировать, как война «убила» не одно местечко Беларуси. А ведь Туров был местечком знатным. Кстати, почти целиком еврейским. Удивляет, что в наше время об этом почти не говорят — ни краеведы, ни академики. Полистайте монографии, энциклопедии и путеводители, чтобы убедиться: все молчат. Лишь в прошлом году вышел 600–страничный труд доктора исторических наук Леонида Смиловицкого «Евреи в Турове». Но где — в Иерусалиме! Хотя автор работал в белорусских архивах...


Конечно, еще не одну тысячу страниц можно сочинить о городе с тысячелетней биографией! Но увы, для туристов недостаточно будет даже того, что здесь когда–то жил святитель Кирилл, епископ Туровский — древнерусский богослов, златоуст, мастер красноречия. Туровское Евангелие XI века здесь тоже не увидишь. Ради такого дела нужно ехать в Вильнюс — там книга хранится еще с царских времен. Как говорит известный экскурсовод Анатолий Варавва, какой бы ни был город великий в прошлом, если сегодня на поверхности не осталось интересных памятников, которые можно было бы потрогать, никакое красноречие гида не спасет путешественника от скуки и разочарования. Туров же до недавнего времени славился, скорее, не как духовный центр, а как одна из огуречных столиц — тут на зеленом овоще делают реальные «зеленые» деньги. На туризме только начинают зарабатывать...


Но, как говорится, и Москва не сразу строилась. Во–первых, в 2004 году, после визита в Туров Президента, Правительство решилось на беспрецедентный шаг: придало трехтысячной деревне, уважив ее возраст, статус города. Или, если угодно, статус был торжественно возвращен к Дню белорусской письменности, отмечавшемуся тогда в этом месте.


Другим значительным событием стало создание в конце 2008 года биологического заказника «Туровский луг» — по решению Житковичского райисполкома. Оказывается, в «Туровском лугу» птиц столько, что сто пар краснокнижных и прочих редких пернатых чуть умещаются на одном гектаре, а всего тут 55 видов птиц! Один из самых знаменитых обитателей луга — кулик–мородунка. 1 мая ему даже памятник воздвигли.


«Забронзовевший» герой вообще живет по большей части в Скандинавии, но по необъяснимым пока причинам умудрился основать колонию и на Белорусском Полесье. В этом году подивиться на редких птиц уже приезжали первые западные туристы — на проходивший в Турове первый «Фестиваль куликов». Параллельно на лугу уже во второй раз состоялся чемпионат страны по фотоохоте. К вспышкам камер отечественных мастеров светописи присоединились на этот раз коллеги из Литвы.


В Туровском горисполкоме быстро реагируют на изменившуюся туристическую конъюнктуру. Гостей тут готовы принимать отель на 40 мест, гостиница нацпарка «Припятский» на 11 «лож» и 5 агроусадеб. Создано местное предприятие «Туров–туризм», которое займется организацией экологических туров. А там, гляди, за орнитологами и любителями «цудаў некранутай прыроды» потянутся и фанаты старины: из Минска, Киева, а может, и из самого Израиля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter