“Каждый должен заботиться о своей безопасности сам”.

Будет ли усилено наказание для нетрезвых водителей?

Во время прямой линии и онлайн-конференции с начальником ГАИ МВД Юрием Александровичем Литвиным читатели “НГ” задали несколько десятков вопросов. Людей интересовало многое: появится ли в Минске специальная полоса для велосипедистов, как пройти техосмотр, если машина два года простояла в гараже, будет ли ужесточена мера наказания для пьяных автомобилистов?

О нетрезвых водителях

— В конце сентября возле деревни Корсаковичи произошла страшная авария. Пьяный водитель сбил сразу четверых молодых людей. Трое из них умерли. Родственники погибших переживают, чтобы дело не было спущено на тормозах. Были ли материалы дела переданы в суд? И не планирует ли ГАИ выступить с предложением об ужесточении ответственности для пьяных водителей?
Андрей Владимиров, Борисов

— В том, что это дело дойдет до суда, я убежден. Никаких шагов в сторону быть просто не может. Случай вопиющий. Поэтому родственники погибших могут быть уверены в том, что преступление не останется безнаказанным. ГАИ к этому делу отношение сегодня имеет минимальное, но все равно мы следим за развитием событий и по мере необходимости следователю помогаем.
Ужесточение меры наказания для нетрезвых водителей? Это прерогатива нашего законодателя. Если на законодательном уровне сочтут возможным ужесточение меры наказания, то, думаю, никаких проволочек не будет. Мы конечно же выступаем за ужесточение. В чем оно будет выражаться, говорить сложно. То ли повышенные штрафы, то ли возмездная или безвозмездная конфискация автомобиля.
Конечно, сколько юристов, столько и мнений. Одни говорят, что состояние опьянения не дает права расценивать водителя в качестве потенциального убийцы. Другие высказываются более радикально. Мое личное мнение? Я бы наказывал пьяных водителей намного строже. Юристы в некоторых странах предлагают приравнять наезды на пешеходов по вине нетрезвых водителей с летальным исходом к умышленному убийству. Тут есть над чем задуматься.

— Моего друга задержали, когда он, будучи подшофе, ковырялся в своей машине. Двигатель был заглушен, за рулем он не сидел. Его забрали в отделение, машина осталась на стоянке. Сейчас вменяют ему пьянку за рулем, хотя за руль он не садился. Правомерно ли это? Куда ему обратиться?
Ольга Ковригина, Минск

— Конечно, неправомерно. Если человек не садился за руль, он не является водителем транспортного средства. Так что ему необходимо обратиться в Госавтоинспекцию. Мы разберемся с этим случаем. Если человек действительно невиновен, его дело ожидает благоприятный исход.

О том, чего не хватает

— В законе о ГАИ написано, что в ваши обязанности входит следить за дорогой. В состав дороги входят и дорожные знаки. Почему много знаков (особенно об ограничении скорости) и “лежачих полицейских” не соответствует СТБ 1300-2007? Что вы будете делать, чтобы соответствовало?
Виктор Войтчук

— Да, действительно, в улично-дорожной сети попадаются такие знаки. Их не много, но они все же есть.  Практически в каждом отделении ГАИ работают инженеры по организации дорожного движения, в обязанности которых в том числе входят и вопросы оценки соответствия стандартам дорожных знаков, искусственных неровностей требованиям СТБ. Если вы обнаружили знак, не соответствующий ПДД, нужно обратиться в местное отделение ГАИ. Все приведут в порядок. В обязанности дорожно-патрульной службы, сотрудники которой основную часть рабочего дня проводят как раз на дороге, также входит мониторинг состояния знаков и их соответствия законодательству.

— Есть ли в перспективе планы отвести на дорожной полосе полоску для велосипедистов?
Сообщество велолюбителей Минска

— Я не сторонник такой идеи. В Минске достаточно сложное дорожное движение, так что наличие на проезжей части велосипедиста создает неудобства для водителя. Я бы вообще не советовал велосипедистам передвигаться по проезжей части. Езда по тротуару для них намного безопаснее. Конечно, на многих улицах очень многолюдно, но достаточно привести один пример: при столкновении велосипедиста и автомобиля 90-процентная вероятность, что обладатель двухколесного транспорта не выживет. Каждый должен заботиться о своей безопасности сам. Но я не сторонник создавать запрограммированный конфликт между водителем и велосипедистом. Идея создания и развития сети велодорожек мне больше импонирует.

О работе ГАИ

— На дорогах Беларуси установлены муляжи машин и инспекторов ГАИ. Практика интересная, но насколько она эффективна?
Сергей Михальчик, Вилейка

— Она очень эффективна. И это даже не мое личное мнение. К нам обращаются люди: кому-то такая практика нравится, кому-то — нет. Но в большинстве случаев использование муляжей и манекенов находит положительный отклик и понимание у автолюбителей и пешеходов. В Могилеве, к примеру, возле пешеходных переходов мы установили манекены детей, женщин с колясками. Это значительно снижает аварийность, повышая внимание водителей. По нашим подсчетам, до 20 процентов. На загородных трассах процент меньше, потому что люди со временем к манекенам привыкают и перестают реагировать, а постоянно переносить их с места на место у нас нет возможности. Но положительный эффект все равно есть.

— В результате аварии пострадал человек. Сотрудников ГАИ поставили в известность о наличии пострадавшего, но никаких действий с их стороны предпринято не было. Они даже не подошли к машине с пострадавшим и не поинтересовались, нужна ли медицинская помощь. Законны ли действия сотрудников ГАИ и как они должны были поступить в данной ситуации?
Анатолий

— Сотрудники ГАИ обязаны принимать меры по оказанию доврачебной помощи любому пострадавшему на дороге. Про этот конкретный случай мне сказать сложно, потому что не знаю обстоятельств. Но в любом случае, если сотрудники ГАИ не обращают на вас внимания, нужно его привлечь. Потребовать помощь. Если такая ситуация была, с ней, конечно, нужно разбираться.
Сотрудник ГАИ обязан обезопасить место происшествия, вызвать “скорую помощь”, если есть пострадавшие. Далее принять меры к сохранности следов и вещественных доказательств. Но первое и главное — оказать помощь тем, кто пострадал.

— Во многих странах сформировался коррумпированный образ гаишников. А как удалось разрушить этот стереотип у нас?
Евгений, Брест

— Ежедневной работой. Были времена, когда к работе Госавтоинспекции было достаточно много претензий. Но сегодня общественное мнение о нас действительно изменилось в лучшую сторону. Конечно, не на сто процентов. Но в значительной мере. Мы близки к тому, чтобы образ сотрудника ГАИ не вызывал отрицательных эмоций. Мне приятно слышать, когда говорят, что белорусский гаишник не берет взяток. Но в любом случае, если замечаются какие-то коррупционные проявления со стороны сотрудников ГАИ, то мы разбираемся достаточно жестко. Такой работник в Госавтоинспекции не задерживается. Более того, прокуратура при наличии на то оснований возбуждает уголовные дела. Но в последнее время таких фактов не было.

О личном

— У меня машина за ненадобностью простояла два года в гараже. Сейчас мне нужно на этой машине как-то добраться до ближайшего места, где можно пройти техосмотр. Как это сделать?
Сергей

— Все просто. Езжайте и проходите техосмотр. Выслушав ваши доводы, сотрудник ГАИ, я больше чем уверен, согласится с ними и разрешит добраться до пункта назначения.

— Я езжу на машине и часто слышу, мол, женщина-водитель — это страшное зло. Даже обидно. А как вы относитесь к слабому полу за рулем?
Юлия, Минск

Абсолютно нормально. Никаких комплексов по этому поводу у меня нет. Глубокое заблуждение, что женщина не должна садиться за руль. Она водит так же, как и мужчина. Единственное, что в экстремальных ситуациях женщина не всегда принимает правильное решение. Вот и вся разница. Мужчина более приспособлен к аварийным ситуациям. Просто надо не теряться, а делать то, чему учили в автошколе. Анекдоты про женщин за рулем — абсолютная глупость. Губы за рулем никто не красит. Аварий водители обоих полов совершают примерно поровну. Единственное, чем больше грешат женщины, — это болтовня по телефону.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter