Почему белорусские вратари гандбольной сборной не ловят мячи?

Картина в рамке

Чемпионат Европы по гандболу подходит к своему завершению. В среду вечером сборная Беларуси провела последний поединок основного раунда, сразившись с хозяевами турнира австрийцами.

Вратарь — половина команды. В гандболе поймавший кураж голкипер может запросто переломить ход игры. Не так давно этот тезис был доказан испанцем Пересом де Варгасом. Голкипер «Барселоны» лишил белорусскую сборную даже призрачной надежды на то, чтобы сравнять счет в важнейшем матче чемпионата Европы. Увы, о подобных геройствах наших голкиперов слышать доводится нечасто. А на нынешнем турнире белорусских стражей ворот порой и вовсе можно было не заметить.

Вячеслав СОЛДАТЕНКО.
kolektiffimages

Обидно? Возможно. Но цифры не врут. Вячеслав Солдатенко тот самый матч против испанцев завершил с показателем надежности 16 процентов. У Варгаса эта цифра оказалась более чем в два раза выше. Средние значения также не особо впечатляют. Солдатенко из голкиперов белорусской сборной на нынешнем турнире объективно лучший. Да, показатель чуть хуже, чем у Алексея Кишова (23 процента против 24), но матчей Вячеслав провел втрое больше. При этом ни одного, ни другого белорусского вратаря и близко нет в числе топовых голкиперов чемпионата Европы. Возглавляют этот список Небойша Граховац из Боснии и Герцеговины, отразивший 40 процентов бросков. Вслед за ним следовали Родриго Корралес Родал из Испании (35 процентов), Никлас Ландин из Дании (35 процентов). 30 и более процентов летевших в их ворота мячей отразили 16 вратарей турнира. Учитывая, что по количеству заброшенных на чемпионате Европы мячей (равно как и по проценту реализации бросков) сборная Беларуси в Граце оказалась одной из лучших, может показаться, что именно в воротах стоит поискать ключ неудач в матчах с грандами.

Алексей КИШОВ.

У Андрея Крайнова, в свое время защищавшего ворота сборной и ведущих белорусских клубов, а сегодня занимающего должность директора минского СКА, мнение, впрочем, иное.

— Вратари в гандболе очень зависимы от игры защитников. Поэтому и оценивать нужно всю команду, посмотреть, какие проблемы у нее возникают в защите. Можно, конечно, обсуждать цифры. Но посмотрите: против Сербии сыграли хорошо, в матчах против Черногории и Чехии вратари также неплохо смотрелись. С топовыми командами нам, конечно, пока сложно соперничать. Важно понимать, где сейчас играют наши вратари. Если бы Солдатенко выступал в Бундеслиге, если бы Кишов проводил матчи Лиги чемпионов, а Мацкевич чаще появлялся на площадке в этом турнире, то и в матчах против испанцев или немцев парни также чувствовали бы себя более свободно. Но я бы акцентировал внимание на том, что Беларусь сегодня стала хорошей, европейского уровня
командой. На нынешнем чемпионате мы оказались в десятке сильнейших. При этом посмотрите, где сейчас сборная России, где шведы, французы... Думаю, нам осталась всего пара шагов до того момента, когда белорусская сборная сможет побеждать мировых грандов.

Иван МАЦКЕВИЧ.

Однако есть и те, у кого вратарская ситуация вызывает настороженность. В прошлом один из сильнейших белорусских вратарей, а ныне тренер, отвечающий за надежность последнего рубежа молодежных команд, Николай Зенько замечает: с такой статистикой рассчитывать на высокие места сложно. Но при этом призывает не винить во всех бедах вратарей.

— В матче против испанцев у Вячеслава Солдатенко надежность была на уровне 12 процентов. Это очень слабо. При этом я обратил внимание, что около 20 мячей нам забросили крайние игроки. Это никуда не годится, и в этой проблеме стоит серьезно разбираться. У нас сегодня всего четыре гандбольных тренера по вратарям на всю страну! Я работаю с молодежными сборными, Иван Санько в Гродно, Наташа Петракова, работающая с женской сборной. Плюс Игорь Папруга. Хватит ли их на всех? Обсуждался даже вариант дистанционной подготовки, но это неэффективно. Упражнения-то можно расписать, но кто будет контролировать их выполнение и результат? Найти таких специалистов сложно. Юрий Шевцов как-то просил меня найти тренера по вратарям. Нашелся один толковый выпускник. 21 год. Я его попытался уговорить — он отказался. Вот и все: слишком специфическая позиция, и я согласен, что ей у нас всерьез не занимаются. Хотя в тех странах, которые считаются грандами гандбола, к подготовке голкиперов относятся основательно. При каждом клубе есть отдельный тренер. Когда я играл в Польше, в моем клубе также был такой специалист. Наша с ним работа начиналась минут за 40 до основной тренировки. У нас многие так работают?


О причинах возникшей неразберихи Зенько судить не берется. Хотя и предполагает, что обратить на нее внимание вынудили как раз результаты национальной сборной. Прежде, когда команда барахталась в подвале турнирных таблиц и ни на что не претендовала, подготовка вратарей не так бросалась в глаза.

— Я веду игроков до определенного возраста, потом передаю в клубы, а там работа с ними заканчивается. Мне ребята звонят и просятся на тренировку. Но что даст одна тренировка? Посмотрите: наши вратари на чемпионате Европы делают все что могут. Но мячи после бросков ведущих гандболистов сегодня летят со скоростью свыше 100 километров в час. На такие броски с девяти метров среагировать нереально. Нужно читать игру, предвидеть, чувствовать. А для этого нужны база и опыт, которых нашим парням, увы, зачастую не хватает.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter