Общественное обсуждение проблематики повышения пенсионного возраста

Картина третьего возраста



Фото  Татьяны СТОЛЯРОВОЙ


Повышение пенсионного возраста — это необходимость, продиктованная самой жизнью. В стране постепенно увеличивается средняя продолжительность жизни, растет и число людей пожилого возраста. С другой стороны, вследствие демографического провала 90–х годов сокращается число трудоспособных граждан. Уже сегодня на десять работающих приходится шесть пенсионеров, и в ближайшие годы диспропорция будет только нарастать. Если ничего не предпринимать, нагрузка на Фонд соцзащиты станет непосильной. Тогда придется либо снижать размер пенсий, либо увеличивать налоги и отчисления в пенсионный фонд. И то и другое чревато неприятными последствиями. Наиболее реальный ответ на этот вызов — повысить возраст ухода на заслуженный отдых. По такому пути идет весь мир. Но здесь важно учитывать не только экономические и демографические факторы, но и готовность общества к переменам. На совещании у Президента было предложено три варианта поэтапного повышения пенсионного возраста. Первый из них предполагает выход на пенсию женщин в 60 лет, мужчин в 65. Рассматриваются и другие — 60 на 63 и 58 на 63. Какой же из них выглядит более предпочтительным? Президент призвал граждан включиться в активное обсуждение путей совершенствования пенсионной системы. «СБ» предоставляет площадку для такой дискуссии.


Жанна Мишур, депутат Палаты представителей Национального собрания:

— Для нас лучшим решением было бы постепенное повышение пенсионного возраста, но не более чем на три года. Соответственно до 58 лет для женщин и до 63 — для мужчин. Но при этом я считаю, что людей, которым осталось один–два года до пенсии, трогать нельзя. Необходимо дать им право оформить пенсию.

Я также против уравнивания пенсионного возраста женщин и мужчин. Никто не спорит, что 55–летние женщины еще полны энергии. Но давайте не будем забывать, что, помимо своих прямых служебных обязанностей, женщина еще и чья–то бабушка, мама, жена, дочь. Она нагружена дополнительной домашней работой, без выходных и праздников, за которую не получает отпуск и премиальные. Фактически трудовой день любой женщины длится 24 часа с перерывом на сон. Что касается мужчин, я не поддерживаю идею, чтобы они трудились до 65–летия. К сожалению, мужское здоровье у нас пока оставляет желать лучшего. Смертность мужчин в трудоспособном возрасте все еще высока, многие не доживают до 70 лет. Поэтому сначала необходимо запустить сценарий минимального поэтапного повышения возраста выхода на пенсию.

Одновременно надо менять менталитет 30 — 40–летних наших граждан в этом вопросе. С прижившимся у нас подходом «Государство мне должно!» мы еще долго будем ломать головы над тем, как обеспечить достойный уровень жизни всем пенсионерам. А ведь уже сегодня можно позаботиться о своей старости самому: открыть накопительный вклад в одном из банков или же воспользоваться услугами страховых организаций. И эти направления нужно развивать.

Екатерина Борнукова, эксперт Центра экономических исследований BEROC:

— Если все время ссылаться на особую миссию женщины, которая после работы должна еще вести домашнее хозяйство, и искусственно создавать ситуацию дискриминации на рынке труда, то они так и будут дома сидеть. Надо понимать, что в современном обществе женщина — это не домохозяйка. Важно создавать условия для равенства на рынке труда. На мой взгляд, выход на пенсию женщин в 60 лет, а мужчин в 65 даст наибольший экономический эффект. Хотя, по нашим расчетам, в идеале должно быть выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин до 65 лет, чтобы на максимально долгий период избежать дефицита ресурсов в Фонде соцзащиты. Такая мера логична также с точки зрения продолжительности жизни и будет способствовать гендерному равенству.


Андрей Апимахович, главный энергетик ОАО «Сукно»:

— Поскольку женщины у нас живут все–таки дольше мужчин, то я придерживаюсь золотой середины, то есть установления пенсионного возраста для женщин в 60 лет и для мужчин в 63 года. По–моему, это вполне лояльный подход, который позволит и финансовые средства сэкономить, и учесть специфику женского труда. К тому же для большинства 60 лет — это не такой уж большой возраст, чтобы сидеть без дела.

А что касается людей в погонах, то для них пенсионный возраст можно поднять не на три–пять лет, а значительно выше. Когда милиционер, который, например, половину своей карьеры просидел охранником в какой–либо структуре, уходит на пенсию в 45 лет, это даже смешно. И, наверное, не совсем справедливо.


Александр Ивановский, первый проректор Академии управления при Президенте, профессор:

— Если честно, я не зацикливался бы сейчас на каком–то одном варианте. Ведь, по большому счету, дело не в возрасте и разбежке между мужчинами и женщинами. Проблема в том, чтобы действовать в соответствии с той обстановкой, которая складывается вокруг. Надо просто увидеть и понять причины, почему мы идем на такой шаг. В конце концов, 60 — 65 лет — не такой уж предельный срок, чтобы человек не мог работать. Случаются, конечно, разные жизненные ситуации. И если есть на то веские причины, то человек всегда может уйти на пенсию досрочно. Скажем, по состоянию здоровья. Но я знаю немало организаций, где сотруднику, которому исполнилось 55 лет, сразу отказывают в работе. А ведь это подготовленный специалист, с большим запасом знаний и опыта. Во всем мире такие кадры на вес золота. В Великобритании, например, вообще отменили пенсионный возраст. В других европейских странах эта цифра варьируется от 65 до 69 лет. Каждый сам для себя определяет, может ли он работать по достижении пенсионного возраста и способен ли приносить пользу обществу.

Советская Белоруссия № 46 (24928). Суббота, 12 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter