Картина маслом

Хотят ли школьники в музей?

Хотят ли школьники в музей?

До недавнего времени мне казалось, что их особо не спрашивают. А водят, как и нас, добровольно-принудительно и регулярно. И вдруг узнаю: за восемь школьных лет племянница ни разу не ходила с одноклассниками в местные музеи, даже в краеведческом не была. На мое удивленное “почему?” ответила: “Наш класс не ходит, стараемся раз в год съездить куда-нибудь лучше за границу”. В итоге ребята так и не дошли до экспозиции в родной ратуше, а о том, что в Витебске есть музей в подвалах бывшей фашистской тюрьмы СД, где пытали подпольщиков, впервые услышала от меня (именно эта экскурсия когда-то до слез проняла почти всех моих одноклассников).

Стала опрашивать знакомых: за редким исключением та же картина. Либо не были нигде, либо были пару раз, “но не помню где”. Один папа и вовсе сказал, что все эти местечковые походы — пустая трата детского времени и родительских денег. Вырастут, мол, и сами пойдут в музей, если захотят. Позвонила знакомой учительнице. На обзорной экскурсии по Витебску ее четвероклассники были, в краеведческом музее — нет, в плане на этот год обязательный просмотр пожарно-технической выставки и необязательная мечта съездить в столичный дельфинарий.

— Графиков посещения музеев школьниками давно нет, — подтвердила заведующая научно-просветительским отделом Витебского областного краеведческого музея Елена Зорина. — Мы разработали программу “Музей и школа”, она есть в районных отделах образования, у всех завучей по воспитательной работе. Школы сами выбирают, что им интересно. Список занятий и лекций, которые можно использовать как дополнение к учебно-образовательному процессу, каждый год расширяется. Приходят немногие: с начала учебного года у нас побывали дети из 26 школ города, педагоги остальных 20 школ, возможно, водили учеников в другие музеи.

Внимательно смотрю журнал посещений. Восемь раз приходили в ратушу классы из гимназии через дорогу, ищу номер второй школы в пешеходной доступности — за последние полгода ни одного визита. Зато из другого конца города ребята на экскурсию выбрались семь раз и даже провели “День рождения в музее”. Звоню завучу. “Нет, ну какие энтузиасты? — искренне отвечает она на мои комплименты. — Администрация школы составляет план посещения музеев и требует его выполнять, иначе будут ходить единицы, и это в лучшем случае”.

Набираю номер другой школы. “У нас нет обязаловки, мы стараемся педагогов заинтересовать материально, — говорит директор. — Тот, кто творчески подходит к воспитательной работе, получает баллы, которые влияют на премирование”.

Современный музей предлагает педагогам массу возможностей. Разве, изучая древний мир, детям неинтересно увидеть берестяную грамоту XIII века или рыцарский пояс, которому триста лет? Обращаясь к истории войн или изобретений, почему не посетить зал холодного и огнестрельного оружия? Там можно булаву потрогать и даже примерить шлем. А каким будет урок ботаники или географии в зале “Природа Витебского края”? Что касается Великой Отечественной войны, можно заказать экскурсию по любой теме и для любого возраста. Есть еще специальные музейные занятия, интерактивные и игровые программы. При этом входной билет в краеведческий музей, расположенный в витебской ратуше, стоит 2,5 тысячи. Экскурсия для группы из 25 человек — 50 тысяч. Неужели раз в месяц школьник не может потратить маленькую сумму на поход в музей?

— Я против обязательных графиков — принуждение всегда вызывает негативную реакцию, — делится мнением Елена Зорина. — Музей ведь не пустует и не на школьниках выполняет план платных услуг. Основной доход приносят туристы и коммерческие выставки. Но если вспомнить, что эстетический цикл сократился в школах до минимума, надо понимать, что какая-то разумная связь между учреждениями образования и культуры жизненно необходима.

Сразу слышу голоса педагогов: “Еще одна нагрузка? Учитель — и к тому же экскурсовод? А семейное воспитание уже отменили?” Но реальность такова, что большинство родителей в силу занятости или уровня образования этим заниматься не будут. Не случайно во многих странах посещение музеев является звеном школьного обучения. Обязательные “музейные дни” более 20 лет назад введены в школах Англии, национальные программы “Музей и образование” существуют в Италии и США, этот вопрос обсуждается в России.

Многие говорят, что в музеях скучно, но специалисты знают: к восприятию предметного, условного музейного языка ребенка надо готовить, и если в начальной школе он не получил “прививку” музейной культуры, наивно ожидать от него интереса в пятнадцать лет. Добавим, что “изо” и “музыка” в Беларуси остались только в младших классах, а предмет “мировая художественная культура” отменен.

Интересная программа музейной педагогики работает на базе Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. В 2013 году здесь занимались 16 групп дошкольников и 35 классов из средних школ, проведено 464 музейно-педагогических занятия.

— Мы, пожалуй, единственные, кому удалось преодолеть хаотичность этой работы, — говорит заведующая Детским музеем Наталья Андреева. — Потому что прийти по требованию в музей один-два раза в год — это, согласитесь, не система. У нас занятия раз в месяц, и, конечно, дети, регулярно занимающиеся в музее, совсем другими глазами видят мир.

Добровольно-принудительный подход, кстати, сохранился в Минске:  школьники ходят в музей как минимум раз в месяц, причем стоимость билетов в столице на порядок выше, чем в регионах. Понятно, что “обязаловка” — самый простой, но не самый эффективный метод в деле приобщения к высокой культуре. Тем не менее проблему решать надо. Единый подход в вопросе сотрудничества музеев и образования крайне необходим, потому что надеяться на то, что учителя и дети “сами захотят” пойти даже в самый интересный музей — пока, как показывает практика, увы, не приходится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter