Об этом министр образования Игорь Карпенко заявил, отвечая на вопросы журналистов перед парламентскими слушаниями на тему «Национальная система образования: состояние, законодательное регулирование, пути совершенствования»:
Архивное фото
– В нашей стране идет серьезная работа по формированию устойчивой системы национальной исторической памяти, и система образования не может не находиться в контексте этой работы. Хотя сегодня звучит много критики, а много ли или мало часов истории в курсе средней школы. Но давайте скажем откровенно: в советское время у нас было три часа истории в неделю, сейчас – два. Почему? Во-первых, мы в субботу не занимаемся, у нас шестой школьный день. Вроде бы мы добавили одиннадцатый школьный год, но с другой стороны, мы же не можем, допустим, историю Великой Отечественной войны изучать в пятом или шестом классе. Должна быть какая-то историческая преемственность, выстроена определенная схема.
Игорь Карпенко подчеркнул: на эти вопросы сейчас смотрят шире.
– Во-первых, это учебные предметы. Во-вторых, внеучебная деятельность. И она действительно очень серьезная. Вот смотрите, у нас только по школам создано около 200 поисковых отрядов, которые занимаются конкретным регионом, устанавливают имена конкретных погибших в Великую Отечественную войну на этой территории бойцов и наносят их имена на памятники.
В качестве примера министр образования привел полоцкую среднюю школу № 1.
– Кроме этого, к основному учебнику у нас разработано учебное пособие «Великая Отечественная война в контексте Второй мировой». Мы его переиздали в прошлом году. Это достаточно полный объем материала по истории Великой Отечественной войны, и он может использоваться на различных уроках. В том числе на уроках белорусской и русской литературы, где изучаются соответствующие произведения различных авторов. Поэтому логично, чтобы молодой человек, особенно тот, который поступает в высшее учебное заведение, мог показать свои знания по истории как элемент гражданской зрелости, – добавил Игорь Карпенко.
Кстати, обозначил министр, в преподавании социально-гуманитарных дисциплин изменения готовятся и для высшей школы:
– Мы не будем повторять историю Беларуси, которую изучали в школе, а будем изучать историю белорусской государственности. Сегодня такой курс разрабатывается.
Во время своего выступления Игорь Карпенко также добавил:
– Учитывая важность исторических знаний в формировании мировоззрения подрастающего поколения, Министерство образования инициирует включение экзамена по истории Беларуси как обязательного при поступлении в учреждения высшего образования.
Министр также отметил, что с нового учебного года в 5–6 классах учреждений общего среднего образования будут организованы факультативные занятия "Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма".
– В настоящее время разрабатывается учебно-методический комплекс по данному курсу, содержание которого направлено на побуждение учащихся к духовному саморазвитию и нравственному самосовершенствованию, осознанию себя гражданином и патриотом своей страны, – рассказал он.
А в новом учебнике "История Беларуси. 11 класс" нашли свое отражение вопросы, связанные с разъяснением сущности оккупационного режима, преступного характера оккупационной власти, коллаборационизма и политики геноцида.
Карпенко: в нашей стране идет серьезная работа по формированию устойчивой системы национальной исторической памяти
Фото:
Алексей ВЯЗМИТИНОВ