Карету мне, карету!

Третья подстанция городской скорой помощи, которая начала работу в Витебске, позволила обеспечить своевременное прибытие врачей к жителям удаленных от центра микрорайонов.
Третья подстанция городской скорой помощи, которая начала работу в Витебске, позволила обеспечить своевременное прибытие врачей к жителям удаленных от центра микрорайонов. Однако в работе местной "неотложки" остается еще много нерешенных проблем. Корреспондент "СБ" получил задание провести дежурство с бригадой медиков службы "03".

"Больше всего вызовов поступает в конце недели и в выходные", - вводит меня в курс дела главный врач Витебской городской станции скорой помощи Сергей Иваненко. По его словам, одновременно на страже здоровья витебчан стоят 26 бригад "скорой". Прибыв вечером на станцию, знакомлюсь с одной из них - врачом Александром Бурдиным и фельдшером Николаем Гайшуном.

Не успели они заступить на вахту, как с пункта диспетчера следует указание собираться в путь. Поступило сообщение о том, что на улице Правды пенсионер получил травму грудной клетки. Пока наш "Форд" несется по улицам города, осматриваюсь в его салоне. Все в "карете" предусмотрено для оказания экстренной помощи пострадавшему: кислородная маска, шины, которые накладываются при переломах, аппарат для снятия электрокардиограммы на месте вызова. Есть и оборудование на случай принятия родов непосредственно в машине, много места занимают мягкие носилки. В дороге водитель теряет драгоценные мгновения, пытаясь идентифицировать адрес - таблички с номерами, к сожалению, присутствуют далеко не на всех зданиях, что порой затрудняет быстрое оказание помощи. В квартире видим пожилую чету. Супруга встревожена, что ее муж Федор жалуется на резкие боли, которые усиливаются при вдохе. Врач проводит тщательный осмотр, ставит диагноз: межреберная невралгия - следствие простуды, переохлаждения. Для облегчения состояния больного фельдшер делает внутривенный укол обезболивающего препарата.

Уже на станции, в уютной комнате отдыха для медперсонала, Александр Бурдин рассказывает мне о своей нынешней работе: "К сожалению, вызовов сейчас стало значительно больше. И объясняется это, в частности, экономическими причинами. Люди беднеют, нет денег на лекарства - проще вызвать бесплатную "неотложку". Много визитов совершаем к хронически больным гражданам. Такие болеют много лет и должны лечиться в стационаре, но каждый раз, когда плохо себя чувствуют, вызывают бригаду, что, конечно, намного проще, чем сдавать анализы, подолгу сидеть, ожидая очереди в кабинет участкового. Много выездов и к пенсионерам - у них кости уже хрупкие, поэтому пожилые люди часто получают травмы, как говорится, на ровном месте.

Но основная проблема "скорой помощи" - нетрезвые пациенты. Диспетчеру "скорой" очень сложно определить по телефону, действительно человеку плохо или имеет место так называемый похмельный синдром. Ведь набрать 03 и попросить срочно приехать (умираю, мол) может любой. Мы же должны обслуживать пьяных только в случае алкогольной комы или тяжелого отравления, когда человек находится без сознания. Но чаще всего сталкиваемся с элементарным похмельем. А в это время где-то, возможно, страдает человек, который действительно нуждается в экстренной помощи. Причем принимают нас нередко по-хамски - обслужишь больного, а вдогонку обругать матом могут. Редкая смена без этого обходится. Недавно, кстати, случай вопиющий был. Поехала одна из бригад на рядовой, казалось бы, вызов. Звонивший находился в состоянии опьянения на даче, но наши врачи его осмотрели, выписали лекарства, а он стал требовать госпитализации, схватил топор, угрожая им, поставил девушек на колени. К счастью, одна из них изловчилась, выбежала на крыльцо, позвала прохожих на выручку. Пленниц освободили. Руководство "неотложки", естественно, сообщило об инциденте в милицию, суд Витебского района приговорил буйного гражданина к... пяти дням домашнего ареста. Это, к слову, об отношении к нам. Прав у медиков никаких - одни обязанности. Свои трудности и у наших водителей. Им приходится даже запчасти за свои деньги приобретать. Автомобили работают круглосуточно, из-за чего нередко ломаются, поэтому у бригад нет "своего" постоянного транспорта..."

В этот момент наша с Александром беседа прерывается - следует вызов на проспект Строителей, где в квартире истекает кровью избитый мужчина. Пересаживаемся с "Форда" на "уазик" и, включив "мигалку", мчимся к пострадавшему. На дороге маячит "мерс", водитель которого, похоже, решил показать свою "крутизну" и не дает проехать спецмашине. Но мастерство шофера нашей "кареты" оказалось выше. Однако, обойдя "конкурента" на трассе и оказавшись во дворе дома, едва не столкнулись еще с одним препятствием - в виде заснеженных дорожек во дворе. В подъезде нас ждала неожиданная встреча. "Вы в 70-ю?" - поинтересовался подросток лет четырнадцати. "Да", - отвечаем. "Это к отцу. Он приставал ко мне, и я друзей привел. Будет знать, как в следующий раз лезть", - простодушно объяснил юноша.

"Он у меня скинхед, а я старый коммунист! - превозмогая боль, рассказывал пострадавший. - Лег спать, а они пришли с дубиной. Как начали бить! Не ожидал ведь! Только голову и успел прикрыть". На теле мужчины многочисленные ушибы, кровотечение требует немедленной остановки. Двум медикам было явно не справиться. Пока врач с фельдшером обрабатывали раны, я, вспомнив вузовские знания, накладывал повязку на область локтевого сустава, закрепляя ее пластырем. "И что? Вы даже милицию в таких случаях не вызываете?" - поинтересовался я, когда мы уже спускались по лестнице. "Это не наше дело, - было мне ответом. - Задача "скорой" оказать помощь. А если хотят писать заявление в милицию, пусть сами этим занимаются".

Выезжаем по сигналу "плохо с сердцем" из дома на Смоленской улице. К сожалению, сталкиваемся с типичной картиной: дышащий перегаром мужчина в горизонтальном положении и суетящаяся рядом женщина, которая сообщает, что "Петя какой-то не такой сегодня после трудодня, жалуется на немеющие больные конечности". Врачи безропотно выполняют свою работу, но в момент измерения давления неожиданно ломается тонометр. Приходится задержаться в "нехорошей" квартире, пока фельдшер направляется на станцию за заменой. "Вот так и работаем, - с грустью говорят мне медики. - А ведь оборудование могло дать сбой и у тяжелобольного, когда от быстрой постановки диагноза зависит человеческая жизнь".

...Дежурство подходит к концу. Эта ночь выходного дня оказалась относительно спокойной. Почти все медики уже "дома", но комната отдыха городской станции скорой помощи фактически пустует - в любой момент, несмотря на все свои проблемы, служба "03" готова прийти на помощь. Это значит, что город может спать спокойно...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter