Автовладелец сумел призвать недобросовестного поставщика запасных частей к ответу

Капот преткновения

Сложности, связанные с глобальной перекройкой рынка ремонта и продаж машин, отражаются на простых потребителях. Порой деталь из-за рубежа приходится дожидаться не один месяц. Еще обиднее, когда долгожданный заказ оказывается подделкой. Как отстоять свои права в такой ситуации?

Досадное недоразумение

Житель одного из небольших райцентров Могилевской области Максим Петрович припарковал свой Hyundai на обочине, расположенной немного под уклоном, для надежности поставив на ручной тормоз. Увы, ручник не удержал автомобиль, который покатился вниз на небольшой скорости и врезался в опору освещения. В результате — сильное повреждение капота. 

Расстроенный автовладелец на одной из интернет-площадок присмотрел капот, который требовалось забрать в Минске. Покупка обошлась в 500 рублей с хвостиком. Потом настала очередь ремонтников. «Жестянку» загрунтовали и покрасили. Плюс еще 600 рублей. А когда начали ее ставить, выяснилось, что она не подходит: оказалась длиннее, чем положено, на целых 10 сантиметров. Исправить это в условиях мастерской невозможно. 

Максим Петрович созвонился с индивидуальным предпринимателем, у которого совершил покупку, поинтересовался, как заменить капот и получить компенсацию за грунтовку и покраску. Тот ответил, что свяжется со своим зарубежным поставщиком и узнает, что в этом случае можно сделать. 

Но ответа от ИП автовладелец так и не дождался. Отправился к юристу, который помог составить письменную претензию. 

Суд разберется

В своем ответе индивидуальный предприниматель категорически отказался возмещать убытки. Дескать, товар надлежащего качества, а чтобы не попадать в такие ситуации, покупателям следует самим на месте, перед тем как отдавать деньги, делать контрольные замеры. И по утверждению продавца, он предупреждал об этом жителя Могилевской области. 

Максим Петрович, который вовсе не жалуется на память, так и не смог припомнить подобного разговора с предпринимателем. Да и вообще, как-то странно: неужели к серийному автомобилю могут выпускать капоты разных размеров?! Явно смахивает на подделку. 

Юрист посоветовал озадаченному автовладельцу обратиться в суд. Никогда прежде решать вопросы таким образом хозяину авто не приходилось. Человек он законопослушный, в городе уважаемый. Однако другого выхода в данном случае у него не было. 

Да и обстоятельства складывались весьма удачно для него. Обычно, делая какие-то покупки, он не сохраняет чеки, но совершенно случайно кассовый документ был в наличии. Кроме того, согласно действующему законодательству, при подаче исков о защите прав потребителя истец освобождается от госпошлины. Также на усмотрение потребителя выбирается и подсудность дела — по месту жительства истца или ответчика. Конечно, автовладелец подал исковое заявление в суд своего района, чтобы никуда не ездить, не отпрашиваться надолго с работы. 

Так как приобретенный товар не соответствует условиям договора, он хотел получить от ответчика компенсацию стоимости запчасти, проделанного ремонта, а также пеню и возмещение морального вреда — всего около 2700 рублей.

Суд принял дело к производству, была назначена дата первого заседания. 

Мировое соглашение

В суд предприниматель приехал из Минска с «группой поддержки» — супругой. Явно он очень волновался, но поначалу продолжал настаивать, что товар надлежащего качества. Однако выяснилось, что на реализованном им капоте не было даже маркировки — характеристик, к каким моделям автомобиля деталь подходит. И уже само по себе отсутствие информации является грубым нарушением правил торговли. Ведь продавец обязан предоставить покупателю информацию о марке, модели, годе выпуска, позволяющую установить, что эта запчасть соответствует конкретному автомобилю.

В ходе заседания предприниматель понял, что с большой долей вероятности дело он проиграет: права потребителя явно нарушены, договор может быть расторгнут, и тогда придется не только возмещать убытки автовладельцу, но и выплачивать ему пеню, возмещать моральный вред. 

Уже было назначено второе заседание суда на одно из последних чисел января, когда стороны в результате переговоров пришли к выводу, что конфликт лучше решить мирным путем. 

В общем, истец и ответчик подписали мировое соглашение, которое утвердил суд. Предприниматель взял на себя обязательство оплатить автовладельцу стоимость запчасти и ремонта, а тот в свою очередь отказался от требования пени и морального вреда. В общем, справедливость восторжествовала. 

Правда, вопрос, сможет ли предприниматель получить компенсацию от своего зарубежного партнера, поставившего ему некачественный товар, пока остается открытым. 

КОМПЕТЕНТНО

Николай Курносов, юрист:

— Сегодня предлагается немало контрафактных автомобильных деталей. В нашем случае предприниматель поначалу вел себя не лучшим образом даже не потому, что склонен к правонарушениям, а по причине недостаточной информированности, неопытности. Прежде он не сталкивался с подобными ситуациями и проконсультированный недобросовестным зарубежным партнером был уверен, что удастся избежать ответственности. 

Хотелось бы посоветовать представителям бизнеса тщательнее выбирать зарубежных партнеров, привлекать опытных юристов при заключении контрактов и договоров, требовать все необходимые документы на поставляемые товары. В этом случае при возникновении конфликтов будет проще привлечь недобросовестного партнера к ответу. 

Что касается покупателей, очень хорошо, что в нашем случае у автовладельца сохранился чек. Такие документы лучше всегда хранить до окончания гарантийного срока приобретаемых изделий. И конечно, прежде чем совершить покупку, лучше заранее изучить все характеристики нужного товара, узнать мнение экспертов. Не помешает заранее поинтересоваться, какие документы, помимо договора и чека об оплате, — инструкции, спецификации и прочее — должен предоставить продавец. 

И еще: с учетом того что речь идет о запчастях на автомобиль — источник повышенной опасности, ответственность продавцов за качество товара особая. Но и потребителю необходимо проявлять бдительность.

КСТАТИ

Проблем с запчастями хватает и в других странах. Бывают случаи, когда автовладельцы заказывают б/у запчасти на разборках, платят деньги, а им привозят не то, что надо. Затем неподошедшие детали забирают, но уплаченные деньги не возвращают: говорят, ждите, скоро найдем то, что вам нужно. Многие ждут по месяцу и больше, случается, что обещанного не получают вовсе, как и своих денег.

mendeleva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter