Кап. Капля. Капелла

Почти во всех европейских языках есть слова с корневым сочетанием «к–п» и обозначают они примерно одинаковые предметы и явления
Почти во всех европейских языках есть слова с корневым сочетанием «к–п» и обозначают они примерно одинаковые предметы и явления

Вы что–нибудь слышали о капе? Как, вы даже не знаете, что это такое? Да бросьте! Не может быть — хоть раз в жизни, но вы обязательно сталкивались с этим чудом природы. Или в лесу, или в сувенирном магазине, где обработанные мастером капы или изделия из них стоят немалых денег. Корреспондент «СБ» побывал в гостях у живущего под Минском народного умельца, художника Валерия Журавского (на снимке), работающего с капом.

— Кап, капля, кепка, копа, каплица, капюшон, капеллан, Копенгаген... Вроде бы разные значения у слов, а корневое сочетание «к–п» у них общее. Думаете, это случайно? — спрашивает меня художник. И сам убежденно отвечает: — Да нет! Тем более что такое сочетание звуков встречается во всех языках индоевропейской языковой группы — польском, немецком, английском, греческом. И обозначает оно почти те же предметы и явления, что и в русском, и в белорусском языках.

Слово «кап» — одно из древнейших в мире. О том, что еще первобытные предки наши умели видеть в капах, этих наростах на стволах деревьев, какие–то удивительные образы, говорит то, что в центре своих древних святилищ они ставили столбы, называвшиеся... капами (отсюда и название таких святилищ — капища).

— Думаю, — продолжает художник, — что вырезать лики своих первобытных богов люди начали с появлением бронзовых орудий труда, а до этого молились природным капам–наростам, частенько напоминающим лики людей и фигуры животных. Позже языческое «капище» трансформировалось в «капеллу» и «каплицу».

Не менее занимательно проследить развитие корневого сочетания «к–п», когда оно привязывается не к духовной, а к повседневной, хозяйственной, так сказать, сфере деятельности человека. Все те же первобытные наши прародители заметили чудесные природные свойства наростов: они гораздо крепче обычной древесины. При сгорании ствола дерева капы частенько оставались целехонькими, лишь выгоревшими изнутри.

— Так что, я думаю, — говорит Валерий, — первой посудой у людей была не керамическая и даже не каменная, а деревянная — из капа. И ложками–черпаками, какая есть у меня в коллекции, люди пользовались уже десятки, а может быть, и сотни тысячелетий назад — ведь такие предметы для них «изготовляла» сама природа.

Кстати, посуда из капа всегда очень ценилась: братины, например, — священные семейные сосуды для меда — ставились на стол лишь по большим праздникам, когда собирался весь род, вся братва, так сказать. А каповые блюда, чаши и чашки вообще передавались от поколения к поколению.

— Я, кстати, как–то задумался над тем, что увлечение мое собирательством капа вовсе не случайно. Дело в том, что я давно уже болею и нахожусь под постоянным наблюдением врачей, — признался В.Журавский. — Но вы ведь не скажете по моему внешнему виду, что я старый больной человек. Вовсе нет! Думаю, что мне мои капы помогают — передается через них какая–то сила предков, поддерживающая меня. Можете верить мне, можете не верить, но это так. Не простая ведь это цепочка слов: «кап» — «капище» — «капелла»...

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter