Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган хочет войти в историю как великий строитель

Канал имени Эрдогана

Вернее, в таком качестве (конечно, не только в таком, но в этом особенно) он в нее уже вошел, построив новый аэропорт в Стамбуле, самую большую в стране мечеть и туннель под Босфором. Теперь пришла очередь самого Босфора — запущено строительство его «дублера», 45-километрового канала «Стамбул». Прежние крупные строительные проекты турецкого лидера бледнеют на фоне этого с приставкой «мега»: его реализация займет семь лет и обойдется примерно в 15 млрд долларов США (хотя аэропорт обошелся в два раза дороже).


Эрдоган впервые представил этот проект в 2011 году, но сама идея канала-дублера Босфора не нова. Еще в XVI веке о таком мечтал султан Сулейман Великолепный, а в XVIII веке султан Мустафа III дважды приступал к его реализации, но экономика империи мегапроект не потянула. Эрдоган решил: что не удалось султанам, ему под силу. Тем более что блокировка Суэцкого канала в марте контейнеровозом Ever Green дала ему козырь: а что, если такая ситуация произойдет в Босфоре? Вот на этот случай и нужен канал «Стамбул». 

Вдоль него планируют построить жилье для 1,2 млн человек. Под застройку (строительная отрасль — двигатель турецкой экономики с начала 2000-х) выделяют 83 кв. км. Эксперты уверены, что инвесторы очень хорошо заработают. Заработать планирует и государство, пусть и не сразу: в первые десять лет будут окупать затраты, а потом начнут зарабатывать, взимая оплату за транзит судов по каналу. Его пропускная способность, как ожидается, составит 160 судов в день (у Босфора — 116–125 судов), а доход — от 2 до 8 млрд долларов США в год. 

Идеей Эрдогана довольны далеко не все. Ей сопротивляется — весьма активно — мэр Стамбула Экрем Имамоглу. Он представляет оппозиционную партию и говорит, что этот проект «даже не предательство, это убийство. Когда он будет завершен, Стамбулу придет конец». Ради реализации проекта будут вырублены около 200 тысяч  деревьев, 136 кв. км аграрных земель и 13 кв. км пастбищ будут уничтожены, часть города станет островом. Подмога мэру пришла откуда не ждал ни он сам, ни кто другой: 104 морских офицера в отставке (среди них несколько адмиралов) написали открытое письмо, осуждающее проект. И если вы удивились тому, что офицеры так озаботились экологией, вы правильно удивились: им это действительно не слишком свойственно. Но у канала «Стамбул» есть не только экологическое, но еще и геополитическое измерение, и офицеров волнует вопрос, как его создание отразится на режиме Конвенции Монтрё, которая регулирует судоходство в проливах Босфор и Дарданеллы. 

Конвенция Монтрё от 1936 года регулирует прохождение гражданских судов (в мирное время беспрепятственно и бесплатно) и предусматривает ряд ограничений на транзит военных кораблей, проводя разграничение между судами прибрежных стран и нечерноморских государств, а также на пребывание судов в Черном море. Например, во время войны в Грузии в 2008 году Турция запретила проход американских кораблей через проливы из-за несоблюдения ограничений по тоннажу. Турция, член НАТО, уже заявила, что военные суда смогут использовать и новый канал. А вот будет ли на него распространяться действие конвенции, пока неясно. 

Президент Эрдоган заявляет, что Турция будет иметь полный суверенитет над каналом — это понятно. 5 апреля он заявлял, что «в настоящее время у нас нет ни планов, ни намерения выйти из конвенции Монтрё», но добавил, что его администрация без колебаний в будущем пересмотрит любые соглашения, если сочтет это необходимым. Что это означает? Что продолжается установление нового миропорядка. Это интересно (в какое историческое время живем!), но тревожно: вы ведь наверняка еще со школьных уроков истории помните, сколько войн шло за контроль над Босфором и Дарданеллами. 

plesk@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter