Пожар, пена, пострадавшие и срочная эвакуация: в Национальном аэропорту «Минск» прошли масштабные учения

Камера, мотор – экшн

Боитесь летать? Я нет, правда, до этого дня. В общем, сильно впечатлительным фоторепортаж лучше не разглядывать. Для журналистов это было шоу со спецэффектами, а для людей, отвечающих за нашу безопасность, серьезные учения. Их легенда, как говорят эксперты, максимально приближена к реальности. Но с оговоркой: даже похожих аварий в истории аэропорта никогда не было и, очень надеемся, не будет. Поэтому наслаждаемся картинкой и радуемся, что она не имеет ничего общего с реальностью.


Пенное покрывало

«Внимание, тревога! Воздушное судно Boеing 737-300: при заходе на посадку отказ левой стойки шасси. На борту 75 пассажиров и 5 членов экипажа», диспетчер передает по рации жуткое сообщение. С этого момента счет идет на секунды: жизнь людей в опасности.

А дальше как в блокбастере, на который не пожалели бюджет. Представьте, что события происходят в эффектном slow motion, а острый звук проблесковых маячков заглушает все на десятки метров вокруг. Первые две машины спасателей прибывают в течение трех минут, остальным дается четыре. Врачей же ждут не позже, чем через шесть. Как только все в сборе, командир самолета выходит на связь и повторяет: на взлетно-посадочную полосу нужно нанести пену. Не пару литров, а целый ковер длиной 750 метров.

Пока борт готовится встретиться с землей, нам по рации объясняют, зачем нужно это белое пористое полотно. Оказывается, пену используют, чтобы уменьшить степень повреждения судна учитывая, что оно приземлится без левого шасси, это важно. В то же время уменьшается вероятности пожара при проливе топлива на полосу. Пенное покрывало создают не абы как: высота должны быть не менее 10 сантиметров, а слой сплошной, без разрывов. Спустя семь минут дорожка готова, вокруг нее парад машин с медиками, кризисными психолога и еще десятками людей в форме.


Рейс: выживший

Дым взметается к небу, огонь обнимает фюзеляж худшие опасения подтвердились: по легенде левое крыло частично разрушено, горючее топливо спровоцировало пожар. Спасатели в костюмах цвета фольги (температура защиты в ней около 600 градусов) разворачивают пожарные рукава: мощная струя пены вступает в схватку с пламенем. Не представляю, что чувствуют люди внутри... А вот и они прыгают на надувной трап, будто на батут, и мчатся в разбитый только что лагерь для выживших. Дым из кабины валит клубами, пассажиры теряют ориентацию, кто-то боится высоты больше, чем огня... Последними из кабины вылетают стюардессы (на каблуках!) и командиры судна. Жизнь оставшихся внутри пострадавших в руках спасателей.

И снова в небо

Каждый раз, занимая место у аварийного выхода, я счастлива ближайшие часы полета пройдут с комфортном. Да, стюардессы напоминают, что на мне, случись что, большая ответственность. Но разве я могу осознать всю серьезность их слов? А теперь наглядно: к крылу, что возле аварийки, спасатели подводят лестницу и по ней эвакуируют человека почти без признаков жизни. Носилки, врачи, кислородная маска – нужна срочная транспортировка в больницу, иначе человек погибнет.

Вертолет Ми-8 появляется эффектно, разгоняя оставшуюся пену ветром от лопастей. Пострадавших без сознания аккуратно переносят в салон, укомплектованный медицинским оборудованием. Эти люди даже не догадываются, что в считанные секунды снова окажутся в небе. Только теперь оно не обидит, а поможет спасти жизнь.

***

Когда учения подходят к концу, все участники – а это около 170 человек выстраиваются в шеренгу: время подводить итоги. У бортпроводниц Анастасии Мазманян и Марины Лепушенко даже макияж не испортился – вот что значит дисциплина и уверенность в своих действиях.

Мы работаем в «Белавиа» два года, и за это время похожих экстренных ситуаций в практике не было, – делится Анастасия. – Но важно быть готовым ко всему, поэтому эти учения – полезный опыт. Пока вы ужасались дыму из кабины, мы успокаивали пассажиров, объясняли, как правильно группироваться и покидать салон. Некоторые переживали, хотя знали, что опасности нет. Конечно, кто-то может растеряться, будь эта ситуация реальной, но как минимум сегодня мы отработали идеально.

Солидарен с девушками и один из «выживших» – статист Илья Борщ. Парень учится на пятом курсе Белорусской государственной академии авиации, мечтает стать механиком и работать в «Белавиа». А пока – знакомится с профессией изнутри:

Когда в самолет пустили дым, у меня был шок: казалось, что реально случилась авария. Потом я вспомнил, что никуда не лечу, и успокоился, – говорит Илья. – Очень надеюсь, что никогда не придется столкнуться с подобной ситуацией.

Последнее слово – за руководителем учений Вадимом Правлоцким, заместителем гендиректора по авиационной безопасности и режиму Национального аэропорта:

Мы отрабатывали навыки аварийно-спасательного обеспечения полетов. Проводим такие учения регулярно и стараемся, чтобы они были максимально приближены к ситуации, которая может произойти в реальности. Самое сложное – всех объединить и мобилизовать, но у нас это получилось, как мне кажется, хорошо.

Ну и напоследок: не облили пеной – не был в аэропорту. Я, получается, была. Даже два раза.

glushko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter