Камень память точит

О народной памяти

Три года назад по делам сугубо служебным заглянули с коллегой на Восточное кладбище, почитали эпитафии на памятниках. Последняя пристань великих и знаменитых утопала в цветах. Переглянулись: тропа ко многим кумирам не зарастает и после смерти. Да, наверное, и не зарастет? Как вдруг дрогнуло сердце: среди роскоши бетона, камней и мрамора взгляд выхватил скромную песчаную насыпь. Валерий Раевский. Как так? Почему? Неужели, рассуждали мы всю обратную дорогу, народный артист, многолетний руководитель Купаловского театра не заслужил достойного памятника? Думал ли он при жизни, что долгие годы его могила на этом мемориальном погосте будет образцом безразличия и запустения? Этаким назиданием? А Евгений Чемодуров, главный художник Большого театра, отработавший там почти два десятка лет? Его могила — все та же песчаная насыпь и скромный деревянный крест...


В редакции тема не отпустила. После публикации в «СБ» памятник Раевскому все же поставили. А до Чемодурова, увы, кажется, по–прежнему никому нет дела. Ни родственникам, ни последователям, ни почитателям (что уж говорить о бывших работодателях). Нет средств? Сил? Желания? Времени? Коллега укорила: «Нельзя сразу ставить памятник, земля должна отлежаться». Но позвольте, художник умер в 2006 году. Одиннадцать лет минуло. И сколько еще должно пройти дней, месяцев, лет?..

Впрочем, говорить о том, что Чемодуров позабыт вовсе, ни в коем случае нельзя. Одним январским вечером довелось присутствовать на дружеской вечеринке по случаю 100–летия со дня рождения художника. «Великий декоратор XX века», «чародей сцены», «ренессансный человек» — коллеги–театралы словно бы соревновались в придумывании самых забористых эпитетов и определений. Мастер! Маэстро! Человек! Педагог! Прогуливаясь по залу Музея истории театральной и музыкальной культуры, гости разбирали его, чемодуровские, костюмы и сценографию к «Борису Годунову» и «Пиковой даме», рассматривали сохранившиеся наброски и эскизы, которые он делал по самым модным советским и зарубежным журналам. Порой еще даже не успевавших дойти до минских кокеток и старлеток. Обсуждали эксклюзивный (!) контракт в парижской Гранд–опера, от которой Евгений Григорьевич в свое время отказался ради служения главным подмосткам БССР. И последнюю редакцию «Аиды», в основу которой легла сценография Чемодурова 1950–х, тоже обсудили. Мол, вот уважили память мастера к столетию, не забыли, почтили. Загибали пальцы: документальный фильм по ТВ показали, выставку эскизов провели, журналистов на открытие позвали. Не спорю: дело все это хорошее, нужное. Вот только увековечить память в гранитном надгробии даже в эти юбилейные дни почему–то не посчитали нужным... Отложили на «завтра», на «Пасху», «Радоницу», «очередной юбилей», до «лучших времен», в конце концов? Ведь мертвые не обидятся... А живым, получается, совсем не до этого.

Возникает и другой вопрос. А кто, собственно, в первую очередь должен озаботиться установкой памятника, когда дело касается мастеров культуры, выдающихся творческих деятелей? Семья или государство? А может, творческий союз? Или преемники, поклонники творчества? Частное это дело или все–таки государственное и общественное?

Не раз доводилось наблюдать, как в маленьких городах и районах ухаживают за братскими могилами и памятниками воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Их досматривают порой не меньше, чем иные святыни. Делают это отделы идеологии, патриотические и общественные организации, неравнодушная молодежь и пенсионеры. Считают ли они это своей святой обязанностью или все–таки обязаловкой — вопрос третий, но в стране, где даже спустя 70 лет Великая Отечественная война остается объединяющим и сплачивающим символом, по–другому в общем–то и нельзя. А забывать основоположников, учителей, мастеров, получается, можно? Равно как и изыскивать средства на вроде бы и красивые, но бесполезные памятники бобру, сгущенке, водопроводчику, букве «ў» и бытовым приборам...

leonovich@sb.by


Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Вопрос этот очень неоднозначный,но не считаю его спорным---государство выделяет помощь на погребение всем родственникам усопших,а уж как те распорядятся помощью,так и будет........ Хотя,можно сделать и так---хоронят за гос- помощь,а на памятник в обязательном порядке из наследства деятелей культуры и искусства!? Нет!? Тогда не надо больше подымать эту тему,потому,как государство не обязано,но обязан сам человек и его близкие,в первую очередь,  думать---писать завещание,наконец,как это делается в мире,театральное сообщество есть,люди искусства и культуры, но оставьте в покое государство и не сравнивайте тех,кто отдал жизнь за свободу и независимость с людьми искусства и культуры---амбре,знаете ли.......... Есть ещё два момента---я этого человека,как человека и деятеля культуры не знаю и уверен,что и большая часть населения не знает,а есть небольшая группа поклонников,театралов,как это часто бывает и второй момент,если человек заслуженный,то государство его должно было оценить при жизни,что оно и сделало,дав звания и регалии.
пенсионер, за 60, Россия
Такова специфика творческих работников, гениальных и не очень. Они живы только в воспоминаниях своих поклонников. Больше чем 50 лет я стараюсь регулярно посещать наши театры. И что удивительно, имена основоположников, действительно гениальных артистов, не знают не только молодые, но среднее поколение, 40 летних. Как ни банально, но этому способствовали 90-е годы, когда искусство было перевернуто с ног на голову. Исчезли психологические роли, требующие огромного мастерства и таланта. Сценарии и либретто стали примитивными, так же как и  сценография и декорации. А со снижением интереса к этим составляющим, встал вопрос "А так ли гениальны были эти художники?" Можете показывать восторженные отклики современников из прессы тех дней, но молодежь даст свой вердикт - совковый отстой! И никакого памятника, а, главное никакой памяти. Такова логика нашего бытия. Вы ведь тоже не будете утверждать, что очень любите творчество Плевицкой. По той простой причине, что вы ее не знаете. У меня есть всего 1 пластинка, выпущенная в 1910 году. Очень мне нравится ее голос, но я о ней тоже почти ничего не знаю.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?