Каким видят будущее архитекторы?

Проекты и поклонники

Проекты и поклонники


Обычно в связи с благородным словом «архитектура» постсоветский человек вспоминает не пресловутую «музыку в камне», а заставку к культовому фильму «Ирония судьбы, или С легким паром», где наштампованные под копирку  — дома-«коробки» строевым шагом заполняют пространство...


Насколько эта одинаковость обрыдла и как современная архитектура стремится от нее отойти, можно увидеть, даже пройдясь по улицам Минска, в котором уже, к моему удивлению, раздаются споры об отдельных излишне ярких цветовых пятнах и слишком концептуальных городских скульптурах...


Мне пока этой яркости и концептуальности в урбанистических пейзажах родины не хватает.


Похоже, мое мнение разделяют и зодчие. На проектах, представленных на XVI Международный смотр–конкурс на лучший проект (постройку) года, который проходил в Минске в ходе XVI заседания координационного совета Международной ассоциации союзов архитекторов, хватало и яркости, и концептуальности... Подтверждение тому — вызывавший всеобщее внимание проект административного здания Белорусской калийной компании, которое должно украсить столичный проспект Независимости интенсивно красным огромным стеклянным кристаллом (со знаменитым библиотечным «алмазом» они явно составят «дуэт»). Кстати, «кристалл» был отмечен дипломом I степени, что в номинации проектов оказалось высшей наградой, поскольку Гран–при и золотую медаль в ней было решено не присуждать.


Конкурс получился достаточно представительным. Его организаторы — Международная ассоциация союзов архитекторов и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ. Ранее подобные мероприятия проводились в Астане, Баку, Бишкеке, Ереване, Киеве, Москве, Санкт–Петербурге, Тбилиси. В минском Дворце искусства было представлено около 90 работ из Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Туркменистана и Узбекистана. Из них 66 — архитектурные проекты и 28 — уже возведенные сооружения. Беларусь показывала 4 готовых сооружения: Торговый дом «Столица», реконструкция ул. Ленина и пл. Свободы в Минске, столичный жилой комплекс на пересечении пр–та Рокоссовского и ул. Плеханова, реставрация замкового комплекса в городском поселке Мир; и 4 проекта: учебно–туристский комплекс на территории оздоровительного лагеря «Фестивальный» в деревне Орловщина Воложинского района, офисно–торговый комплекс с рестораном и подземной стоянкой по ул. К.Либкнехта в Минске, архитектурно–планировочное решение застройки участка в границах ул. Ленина — железная дорога — р. Свислочь в белорусской столице и упомянутое административное здание Белорусской калийной компании. В Минске же в это время состоялся VIII Совет главных архитекторов столиц стран СНГ, так что сами понимаете, кто входил в жюри и какой был уровень отбора... Даже на полтора часа задержали объявление результатов — такие шли дебаты...


Но рядовым горожанам, далеким от внутрикорпоративных споров, прежде всего хотелось понять, как будет выглядеть их ближайшее будущее. Проекты по замыслу явно делились на разные категории. Концептуальные — там, где зодчий давал полет фантазии. Если уж отель называется «Морская звезда», то он будет детально перенимать форму морской звезды. Здания — стеклянно–металлические шары или пирамиды, кажется, пришли прямиком из снов Веры Павловны, героини романа Чернышевского «Что делать?». Хотя какими конструкциями удивишь нас после Татлина и Малевича...


Проект киргизского архитектора Мурата Отупчиева «Дом идущего человека» напоминал философский трактат. Проект мечети узбекских архитекторов — классическая форма, но исполненная все в том же футуристическом духе: металлический каркас, тонированное стекло... Минарет, подобный металлической игле...


Кстати, конструкции из тонированных стекол и металла, до которых наши зодчие «дорвались» не так давно, эксплуатируются как–то очень уж рьяно, сливая банки, бизнес- и прочие центры в зеркальные ряды. А как они будут выглядеть лет через сто?


С другой стороны, часть проектов ориентируется на вкус богатых заказчиков и просто будущих жильцов, предпочитающих жить не в стеклянных кубах, а в классических квартирах. Элитные дома и поселки, где главное — уют, респектабельность, слияние с природной средой. Если в центре городов — то могут быть и стилизованные колонны, балкончики, лепнина. То, что с презрением когда–то сбивалось с фасадов как излишества. Многие зодчие вносят в постройки национальный колорит — и респект им за это.


Конечно, иные проекты — «граждане мира». Ну что ж, узнают же теперь Австралию по экстравагантному зданию Сиднейской оперы, а Париж — по Эйфелевой башне, хотя в свое время был создан даже союз противников этого «уродливого проекта», который сравнивали с вилкой для устриц...


Кажется, научились на постсоветском пространстве и уважительному отношению к старым зданиям — любопытно было взглянуть на проекты реконструкций. Из всего этого следовал вывод: в белорусской архитектуре присутствуют те же тенденции, что и в архитектуре стран СНГ.


Жаль, конечно, что не довелось поприсутствовать на заседании уважаемого жюри, услышать, что именно говорили они о здании, заслужившем Гран-при


в номинации построек, — а именно Торговом доме «Столица» на площади Независимости в Минске. Главный архитектор проекта Михаил Гаухфельд в интервью сказал о своем детище, что это «комплекс уникальный и не имеет аналогов в мире». Разумеется, нам приятно, что Гран–при остался у хозяев, то есть у нас, и «подземный город» минчане полюбили... Нисколько не умаляем значения этой постройки. Но насчет «не имеет аналогов в мире», пожалуй, говорить как–то неловко. Подземные торговые центры существуют во многих больших городах, в начале 1990–х обыватели ездили в Москву посмотреть на лужковский «Манеж», воплощение перестроечной роскоши. Сегодня минские свадьбы фотографируются на фоне стеклянного лифта, который ездит по трем этажам «Столицы», провинциалы дивятся на два самоиграющих рояля в холле... А насчет паркинга, пристроенного к торговому дому, не утихают дебаты: неудобный, нерентабельный...


Осталось подождать еще некоторых завершающих деталей, например, когда купол «Столицы» украсят три аиста...


Как принято во время авторитетных форумов, раздавались награды. Почетный приз «Зодчий Беларуси», учрежденный Белорусским союзом архитекторов и ООО «Эльвира», вручен заслуженным архитекторам Беларуси, лауреатам Ленинской премии, участникам авторского коллектива, создавшего мемориальный комплекс «Хатынь» в Логойском районе Минской области, Юрию Градову и Леониду Левину, а также заслуженному архитектору Беларуси автору проекта столичной гостиницы «Беларусь» Льву Погорелову.


В общем, в будущее белорусской архитектуры верится. Тем более во время мероприятия были подведены и итоги республиканских конкурсов дипломных проектов высших и средних специальных архитектурных школ Беларуси. Очень хорошая идея — молодежь видит перспективу приложения своего таланта, есть на что ориентироваться... Конечно, архитектура — искусство, уходящее всей своей арматурой в экономику, и не каждый, даже обладающий талантами испанского архитектора Гауди, получит чудовищные средства и возможность десятилетиями воплощать готический модерн в куполах и башенках фантастического собора... Но есть уверенность, что стройные ряды «хрущевок» и «брежневок» навсегда останутся реликтами своей эпохи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter