Каким будет мир в 2020 году?

В последнее время в СМИ активно обсуждаются глобальные проблемы, которые миру предстоит решать в ближайшие 10–15 лет

В последнее время в СМИ активно обсуждаются глобальные проблемы, которые миру предстоит решать в ближайшие 10–15 лет. Поводом к такому обсуждению послужили 4 сценария, предложенные разведывательным советом США (этот аналитический штаб работает при ЦРУ).

Поскольку во всех четырех сценариях будущего, предложенных Национальным разведывательным советом США, Вашингтону отведена определяющая роль, с него и начнем рассмотрение темы. 

США – это не незыблемый монолитный субъект, а искусственно созданное техногенное государство, так и не оформившееся в единую нацию. Ведь нельзя же всерьез считать нацией друзей по несчастью или по материальному, потребительскому счастью, единственной скрепой которых является необходимость защищать свой достаток от внешнего врага. То есть когда единственным условием сохранения государства США является наличие внешнего врага. На что особенно ярко указывает новейшая история. Слишком много противоречий заключено в этой стране (социальных, этнических, конфессиональных, сепаратистских тенденций). Как верно заметил французский политолог Гийом Фай: «Может быть, американская имперская республика исчезнет в этом веке просто потому, что, в сущности, это предприятие, компания, а не нация и не народ, в отличие от Европы, Китая, Индии и т.д. США как фирма неизбежно эфемерная, может быть, пережили час своей славы, свой апогей в короткий период в XX веке».

Необходимо помнить, что мир де-факто уже стал многополярным и это вынуждены признать США. На мировой арене, так называемой «великой шахматной доске» (по З.Бжезинскому), появилось достаточно много влиятельных игроков. Из азов геополитики известно, что такими игроками могут быть только крупные геополитические образования. Поэтому мир интегрируется. ЕС, страны Латинской Америки, различные организации сотрудничества и военные блоки (СЕАН, ШОС, ЕвразЭС, НАТО, ОДКБ). 

Эти образования тем прочнее и надежнее, чем больше культурных, этнических, религиозных, исторических скреп лежит в их основе. Разумеется, наиболее жизнеспособны именно цивилизационные основы интеграции. Именно этот, самый надежный фундамент интеграции присутствует в Союзе Беларуси и России. 

Соединенные Штаты выступают в этой игре от своего имени, но фактически как метрополия глобальной империи. Именно с США ассоциируется «новый мировой порядок». А он как раз тем и отличается от «свободного мира», что уже не в состоянии решать задачи глобального управления прежними методами переговорных ловушек и финансового давления (вспомним неудавшийся крах финансового рынка Восточной Азии осенью 1999 года, то, что глобальные управители проделали с Россией в августе 1998 года, они смогли сделать с Индонезией, Южной Кореей, Филиппинами, но с Китаем у них не вышло). Новый мировой порядок способен решать свои задачи только жестким силовым давлением. Собственно, и начался он с известной провокации — подставки Кувейта своему ранее верному клиенту — Ираку, с последующим примерным (для всего мира) наказанием Ирака. И в России новый мировой порядок уже не в состоянии управлять массами, хотя еще может удерживать на ключевых постах своих администраторов. Но на любой мало-мальски серьезный кризис глобальная империя сейчас может дать только один ответ — военно-силовой. 

Однако такое положение, по мнению большинства серьезных экспертов, временное. Закат финансовой мощи глобальной империи одним из своих последствий будет иметь снижение ее военной мощи. Уже войну с Ираком Штаты были вынуждены провести на средства нефтепотребляющих государств — Франции, Италии, ФРГ и Японии, войну с Югославией — за счет военных бюджетов еврогруппы НАТО. Поэтому смело можно прогнозировать утрату военного превосходства империи к 2025 году. 

Как известно, мир испытывает ресурсный голод. На вооружение глобальной империи принята концепция «золотого миллиарда», согласно которой ресурсы планеты могут обеспечить уровень жизни, заданный западной культурой, только миллиарду человек. Чтобы обеспечить присвоение мировых ресурсов этим миллиардом, принята известная «концепция устойчивого развития», за дымовой завесой которой надежно скрыто ее основное положение — о передаче ресурсов стран, богатых ими, странам, которые обделены в ресурсном отношении. Так что международно-правовая база насильственного овладения ресурсами уже готова. Поэтому следует ожидать скорого наступления периода гигантских и хронических столкновений, которые США смогут разжечь, но которыми, несомненно, не смогут управлять. 

В частности, администрация США высокомерно игнорирует природу ислама и арабский менталитет, которые упорно не принимают «демократию» на западный манер. Она недооценивает силу мирового джихада, провоцирует столкновение цивилизаций. Однако некоторое осознание последствий своей политики наступает. Ведь в США имеются интеллектуалы, способные мыслить концептуально (П.Бьюкенен, Л.Ларуш). Поэтому появившееся американское видение грядущего миропорядка можно рассматривать как задуманную пиар-акцию. 

И все же я не склонен излишне демонизировать США, питая себя столь распространенной ныне иллюзией, что с утратой ими ведущих позиций в мире воцарится рай (это пережиток биполярного мышления, перекочевавшего в неизменном виде в монополярное сознание). Отчасти и сами американцы в своем четвертом сценарии предупреждают о возможности наступления глобального хаоса, нестабильности и насилия. 

Но не следует забывать и о других участниках мирового процесса и исходящих от них реальных и потенциальных угрозах. 

Куда более непримирим и опасен радикальный исламизм, который любит рядиться в овечью шкуру радетеля за социальную справедливость. Известна теория и практика исламистов. Они используют мессианскую природу этой религии, преобразуя ее в агрессивную политическую доктрину, подразумевающую обращение остального мира в свою веру. Тем не менее находятся аналитики по всему миру, готовые заигрывать с радикальным исламизмом, пытаясь использовать его как союзника против США и оправдание своих отвлеченных культурно-марксистских доктрин. Таким образом, выращивается монстр с весьма предсказуемыми последствиями. Как однажды похвалился бывший президент Алжира Х.Бумедьен: «Царство ислама находится в чреве мусульманских женщин, и это «оружие» покорит Европу». 

Мир вступает в новую фазу нестабильности и одновременно самосознания, т.е. осмысления собственной истории, традиций, глубинных основ своего существования (то, что С.Белковский называет новейшим Средневековьем). На арене конкуренции и сотрудничества взаимодействуют несколько субъектов, несколько цивилизационных концепций. Основные из которых — Китай, Индия, исламский мир, континентальный интегрированный центр силы, который весьма условно можно назвать евразийским (Россия с союзниками из некоторых постсоветских и европейских стран), евроатлантический блок, группа латиноамериканских государств. Следует сказать, что необходимость стратегической интеграции России и европейских стран осознают все больше влиятельных политиков. К чему очень ревностно относятся США. 

Несомненно, будет предпринята попытка (в соответствии с планами «Аль-Кайды») восстановления халифата (уже к 2010 году). Начнется она с гражданской войны во Франции. А как раз к 2020 году «Аль-Кайда» предполагает одержать заключительную победу, поскольку ослабленный Запад не сможет противостоять полуторамиллиардной армии мусульман и сдастся. Однако, думаю, окончательно этим планам не суждено сбыться. Центр межцивилизационного контакта сместится в зону Тихого океана, где между его побережьем и Енисеем сосредоточены колоссальные природные ресурсы. Успех того или иного субъекта будет зависеть от скорости его структурирования и осознания. Только патовая ситуация, обусловленная примерным паритетом сил участников мирового процесса (согласно незабвенному Карлу Шмиту), приводит (и очередной раз приведет) к осознанию необходимости повышения роли международных правовых структур (по типу ООН). 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter