Какая прелесть эта наша «Ирония…»!

Нестареющий фильм покажут тридцать четвертый раз

Тридцать четвертый Новый год подряд мы будем смотреть нестареющий фильм

На постсоветском пространстве уже много лет существует такая примета: чтобы год прошел удачно, 31 декабря надо обязательно сходить в баню. Не любите баню, тогда есть второй вариант: посмотрите «Иронию судьбы, или С легким паром!» — и следующие двенадцать месяцев будут счастливыми. И ведь смотрит народ! Тридцать четыре года подряд.

Все в баню!

В чем успех фильма? На этот вопрос однозначно не может ответить даже сам Эльдар Рязанов. Хорошая актерская команда, добрые песни, незамысловатый сюжет или просто новогоднее настроение? А ведь в пьесе «С легким паром!», которая легла в основу киносценария, события происходят в обычный день. Но Рязанов хотел снять именно новогодний фильм, поэтому «отправил» друзей в баню именно 31 декабря. И не прогадал. Впервые эта кинокомедия вышла на экраны летом 1975 года. Несмотря на отдельные недочеты, зрители высказывали положительные отзывы и выразили желание увидеть фильм накануне Нового года. С тех пор «Ирония судьбы» стала неизменным атрибутом этого праздника. А в 1977 году создатели картины и исполнители главных ролей Андрей Мягков и Барбара Брыльска получили Госпремию СССР.

Но судьба фильма не так безоблачна, как может показаться на первый взгляд. Худсовет долго не хотел допускать к кинопроизводству сценарий. Важные мужи были против драки Лукашина и Ипполита, не нравились им фривольные фразочки типа «Выметайтесь отсюда!», «Пошел вон», возмущал затянутый хронометраж. Но главное, от режиссера требовали, чтобы в фильм он включил «концертные номера высокого художественного уровня». Эльдар Рязанов вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским упирались. Они были убеждены, что в фильме и так будет достаточно хороших песен, а герои должны говорить именно теми словами, которые все мы употребляем в обычной жизни. Но чиновники из Госкино и «Мосфильма» были непреклонны. Тогда режиссер пришел со своей идеей на телевидение. Там ее приняли на ура. Так фильм стал двухсерийным телевизионным.

Восемь проб, и все мимо

Как в типичном советском фильме могла появиться «импортная» актриса Барбара Брыльска? Неужели не нашлось ни одной достойной Нади среди наших красавиц? Несмотря на то, что польская актриса достаточно органично смотрится, эти вопросы невольно возникают у всех, кто смотрит фильм. Оказывается, режиссер отсмотрел несколько десятков претенденток, среди которых сама Людмила Гурченко, Валентина Талызина, Марина Меримсон, Антонина Шуранова, Светлана Немоляева. Спустя тридцать пять лет последняя с юмором вспоминает: «Представляете, как надо хотеть снимать актрису, чтобы предложить ей восемь проб! Я играла эпизоды с гитарой, скандал, примеряла один парик, другой, надевала очки… Но в итоге с треском провалилась. Рязанов сказал: «Ну, Света, не судьба!»

А вот как о претендентках на роль Нади вспоминает сам режиссер: «Все актрисы работали превосходно. Но их личные качества не совпадали со свойствами героини. Одна при поразительной нюансировке чувств была вульгарна. Другую «предал» киноаппарат: пропадало очарование лица. Третья оказалась начисто лишенной чувства юмора и т.д. А съемки неумолимо приближались. И тут мне вспомнилась актриса из довольно среднего польского фильма «Анатомия любви» Барбара Брыльска. Она продемонстрировала удивительную деликатность в интимных сценах. За ее очаровательной внешностью чувствовалась прожитая жизнь, нелегкая судьба…»

Долго пришлось выбирать и исполнителя роли Жени Лукашина. В архивах «Мосфильма» хранятся уникальные фотопробы, среди которых есть и снимки Андрея Миронова. Как утверждает режиссер, Миронов сам попросил, чтобы его сняли. Рязанов понимал, что это не подходящий типаж, но отказать другу не мог и придумал такой ход: на пробах дал ему читать эпизод: «Я у женщин никогда не пользовался успехом… Была у нас в школе девочка – Ира… А она не обращала на меня никакого внимания…» Было очевидно, что зритель никогда этому не поверит. Чтобы не обидеть Миронова, Эльдар Александрович предложил ему роль Ипполита, без проб. Но тот отказался.

А Рязанов все искал: Петр Вельяминов, Станислав Любшин… Посмотреть тогда еще малоизвестного актера Андрея Мягкова предложила ассистент режиссера. Первая же проба показала: это тот самый Лукашин.

Больше всего проблем получилось с женихом Нади Ипполитом. Но не потому, что не могли найти подходящего человека. После того как отказался Миронов, пригласили Олега Басилашвили. На него сшили все костюмы, даже отсняли несколько эпизодов. Но вдруг у актера умирает отец, и он отказывается сниматься. Пришлось в срочном порядке приглашать Юрия Яковлева.

Роль Гали, которую в итоге отдали Ольге Науменко, могла бы сыграть очень популярная в то время Наталья Гвоздикова. Но как она говорит, причина отказа лишь в том, что она не входила в компанию Рязанова.

«Пьяные» дубли

В итоге подобрался очень интересный актерский ансамбль. Но дружного коллектива не получилось. Большинство, в основном женщины, косо смотрели на Брыльску. Барбара так и не смогла найти себе подругу на съемочной площадке. Нервничал и Рязанов. Мягков и Яковлев отходили от сценария, постоянно импровизировали, чем каждый раз ставили Брыльску в тупик. Приходилось делать множество дублей. Но сложнее всего актрисе далась сцена поцелуя с Яковлевым. Барбара наотрез отказывалась это делать. Уговаривала режиссера, чтобы он просто смонтировал их поцелуй. Но тот был непреклонен. Пришлось покориться. В целом же, несмотря на свой сложный характер, Барбара вела себя тихо.

Чего не скажешь о других актерах. Большинство из них были давно знакомы и позволяли себе дурачиться на площадке. А один раз и вовсе сорвали съемки. Александр Ширвиндт вспоминает, что во время первых дублей сцены в бане актеры подменили бутафорскую водку настоящей. Рязанов заметил, что компания повеселела, взял бутылку и тут же всех выгнал. В следующий раз он лично проверил реквизит, но в тот день остался недоволен актерской игрой. В итоге в фильм вошли некоторые «пьяные» дубли.

Такси одно, шофера два

В картине, к слову сказать, есть множество несостыковок. Самый же заметный ляп – это пропущенная буква «л» в титрах, открывающих фильм: «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь». Многие зрители замечают, что Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита (Яковлева), чуть позже Надя достает из сугроба фото Олега Басилашвили (этот кадр не успели переснять. – Авт.). Только самые невнимательные не увидели, что Надя садится в такси к одному шоферу, а когда выходит из машины, за рулем уже совсем другой. А помните, как мама Жени дважды отбирает у Павлика шампанское: первый раз в середине разговора, а второй – перед тем, как захлопнуть дверь? Таких неточностей в фильме очень много, но от этого он не кажется хуже. Здесь множество интересных актеров, прекрасные песни в исполнении Аллы Пугачевой и Сергея Никитина. А сколько фраз, давно ставших крылатыми! Словом, несмотря ни на что, «Иронию» хочется смотреть снова и снова.

Кстати

В 2007 году снято продолжение «Иронии судьбы, или С легким паром!». Эльдар Рязанов отказался быть режиссером этого фильма, над ним работал Тимур Бекмамбетов. Зрители, увидевшие картину, разделились на два лагеря: одни высказывают полное неприятие, другие в восторге. В фильме у главных героев оригинального произведения появляются дети, вокруг которых и разворачивается действие. В продолжении снялась практически вся старая гвардия (хотя многие вначале были против), за исключением Лии Ахеджаковой и Георгия Буркова (он умер в 1990 году).

Фильм признан одним из самых кассовых в 2008 году. Он собрал почти пятьдесят миллионов долларов, что в десять раз больше, чем было потрачено на его производство. Между тем бюджет картины Рязанова составил 372 тысячи рублей. Режиссер и соавтор Эмиль Брагинский на двоих получили гонорар в девять тысяч. Для сравнения: «Жигули» тогда

Пять самых известных фраз из фильма:

— Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба…

— Нашлись добрые люди… Подогрели, обобрали. То есть подобрали, обогрели.

— Это не дом, это проходной двор какой-то!

— Пить надо меньше, надо меньше пить…

— Мы не будем полагаться на случай. Пойдем простым логическим путем.

На снимке: кадр из фильма.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter