Как зовут Иоанна Грозного?

Главным способом ненасильственного выкачивания денег из телезрителей стал телефонный звонокКонфликт отцов и детейОколо года назад я испытала шок, увидев счет за стационарный телефон. Итоговая сумма в нем стояла в несколько раз больше, чем обычно… Пошла я на почту разбираться. Оператор — опытный работник -- сразу поняла, в чем дело.— Вот смотрите, здесь в вашем квиточке появилась отдельная строка — 61 тысяча рублей. Обычно под этим кодом проводится оплата за участие в различных телеиграх — к нам без конца приходят теперь люди разбираться, вы не первая и не последняя. Причем вы пострадали еще относительно немного.К нам приходила одна мама, так ее ребенок-первоклассник всю ее зарплату вызвонил, отвечая на какие-то вопросы. Она не хотела оставлять его в продленке, и он сидел дома по несколько часов один. А еще, бывает, у нас теперь на почте плачут бабушки и все произносят слово “телевикторина”…

— Дети, признавайтесь, кому вы звонили по межгороду? — устроила дома я допрос своим девочкам-подросткам.
— Никому, — недоуменно ответили они. Как оказалось, они были совершенно искренни. И разве они могли сообразить, что тот номер телефона, на который их пригласила позвонить приветливая тетя в телевизоре, хуже, чем “мобильник” и “межгород”, — телевизионная ловушка с фантастической оплатой за звонок?! В длинном телефонном номере не было ни знакомых им 029, ни +375. Да я и сама этого не знала, пока не столкнулась с новым явлением. Тем более что дети привыкли в школе к участию в различных играх, и им было приятно отвечать на такие легкие вопросы: “Столица Беларуси: Минск или Брест?”, “Какая река протекает через город Гомель: Уж или Сож?” и тому подобные.
Не пойман — не вор
И вот я решила позвонить сама в “Телевикторину”, чтобы разобраться, почему так дорого. Вопрос на этот раз был замечательный, прямо в тему: продолжить поговорку “не пойман — не...”. Если “не вор” — звонить на один номер телефона, если “не жулик” — на другой.
В аппарате что-то щелкнуло, и я услышала приятный женский голос: “Здравствуйте! Вас приветствует телевикторина “Приз дня”. Тариф — 3500 рублей за минуту. Вы правильно ответили на вопрос, и теперь у вас есть отличный шанс выиграть цифровой фотоаппарат 6 мегапикселей. Внимание! Для того чтобы стать участником телевикторины “Приз дня” и участвовать в розыгрыше ценного приза, вам понадобится запомнить или записать код участника и оставить свои данные. А сейчас, пожалуйста, запишите или запомните ваш код участника, который будет участвовать в розыгрыше приза. Ваш код участника — 33 326. Теперь после гудка громко и четко произнесите свою фамилию, имя, отчество, город, в котором проживаете, домашний адрес и телефон для связи”. Тут я сказала, что я — снежная баба, живу в лесу под елочкой. Автоответчик это не смутило — он продолжал “раскручивать” меня на деньги дальше. “Имя победителя за сегодня и разыгранный приз вы сможете узнать завтра, позвонив по круглосуточному номеру 8-602-604-004 или по городскому телефону 8-017-210-10-44. А список победителей викторины “Приз дня” вы найдете в газете “Комсомольская правда” за 18 января 2008 года. Желаем удачи!”
Пока мне это говорили, прошло около 3 минут. Оператор сотовой связи, телеканал-вещатель и провайдер поделят между собой еще и мои 8—10 тысяч рублей. Причем скажут, что это не обман, поскольку меня ведь предупредили о тарифе. Предупредили они, значит, и моих детей, только пока неопытный ребенок поймет, в чем скрывается подвох...
Золотые мои эсэмэски
Другой способ изъятия денег у молодого поколения с помощью телеэкрана — это SMS-голосование. Последние годы прошли под знаком перехода на интерактивное телевидение. Это когда зритель может влиять на программную политику каналов, высказывая свое мнение по поводу различных передач и событий в стране. Причем в публицистических телепередачах довольно часто говорится, что звонок бесплатный. И так оно и есть. Но это вводит в заблуждение. Люди начинают думать, что все звонки на телевидение бесплатные. И — ошибаются, набирая номер, указанный на экране, чтобы повлиять на судьбу участников какого-нибудь ледового шоу, очередного “Дома” или поддержать любимого артиста. А еще какие бывают замечательные клипы, которым хочется выставить оценку! Правда, активно голосующий подросток вскоре будет удивляться, куда делись деньги с его телефонного счета... И только потом он догадается, что это были особые эсэмэски, за которые и платить-то надо по-особому. На экране редко дается информация, что эсэмэска платная. Обычно отсылают на какой-то сайт.
И вот, прочитав бегущую строку на Первом музыкальном канале “во избежание недоразумений, перед тем как пользоваться интерактивными услугами, ознакомьтесь с правилами”, я решила ознакомиться с правилами, посетив указанный интернет-сайт. Стоимость такого рода эсэмэски на короткий номер, например, у мобильного оператора VELCOM оказалась 1300 рублей. В то время как обычной — 110 рублей... В 11 раз больше!
Бабушка и Георгий Вицин
В программе “Киномания” и десятках ее клонов показывают кадры из популярных фильмов. Например, из “Кавказской пленницы”, где Нина в спальном мешке. Изображение — черно-белое. Надо вспомнить, какого цвета был в картине спальник. Вспомнишь — получишь большую сумму денег. Или на экране — фотография известного актера. Она поделена на квадратики, часть которых закрыта, но и видимого сектора достаточно для идентификации. Ведущая азартно предлагает всем желающим выиграть суперприз, позвонив по телефону. Внизу бегущая строка мелким шрифтом, что услуга платная.
Бабушка не прочитает. А если позвонит, автоответчик попросит ее оставаться на линии. Все это время ведущая на телеэкране будет заламывать руки оттого, что “никто не звонит”. Наконец спустя какое-то количество минут автосекретарь ответит бабушке, что ее звонок не попал в число “счастливчиков”. Поначалу почти все бабушки не понимают, что позвонят вот так пару раз — и останутся без пенсии.
Причем не нужно думать, что белорусским бабушкам это не грозит, поскольку подобные телепередачи выходят в основном на российских каналах. Одна наша бабушка, к примеру, взяла мобильник внука, у которого есть российский роуминг, и спокойно связалась со студией в Останкино. Об этом мне рассказал тот самый внук, отнюдь не богатый человек. За 40 минут интеллектуального общения с Москвой, пока не отключили телефон, бабушка из Минска наговорила в долг почти на 100 долларов.
Как тут не вспомнить, что бесплатный сыр — только в мышеловке...
Лови удачу: стоимость ловли — 1,3 у.е. за минуту
Но самый откровенный лохотрон — это телеигры “Сложи слово из букв”. Задание — одно “сложнее” другого. Страна, название которой заканчивается на -ия. Предмет для охлаждения помещения — старший брат кондиционера, имеет лопасти, совершает 2300 оборотов в секунду, бывает напольный и настольный. Специалист из домоуправления по ремонту кранов, начинается на “с”, заканчивается на “к”...
В студии — девушка без совести и почти без одежды, рядом с ней витает дух Мавроди. И никто на всем постсоветском простанстве(!) не знает правильного ответа. Девушка потрясена тем, что ее телефон молчит, постоянно угрожает зрителям, что время сейчас закончится, игра будет остановлена, и никто не выиграет суперприз...
Похожие программы есть теперь на “РЕН-ТВ”, на “Столице” и на других дециметровых каналах. Внизу экрана обычно быстро бегущая строка, в которой нагромождение разной информации, в том числе стоимость минуты звонка. Например, 1,3 у.е. без учета налогов.
Куда смотрит прокурор
Почему же такая деятельность много лет остается безнаказанной? И в компетентных органах не реагируют на то, что уже почти все телевидение превратилось в массовый лохотрон, день ото дня все совершенствуясь в технологиях утонченного обмана? Ведь первые такие жалобы пошли в различные инстанции еще в 1997 году.
Оказывается, проверки проводились, последний раз — Комитетом государственного контроля Беларуси, однако нарушений не выявили. В итоге не было заведено ни одного уголовного дела. Да и сами белорусские граждане, как выясняется, не подали ни одного судебного иска на организаторов нечестных игр, которые утаили от них часть информации об условиях проведения игры.
Все дело в том, что это и не игорный бизнес, и не лотерея, а некий конкурс, правила которого утверждены самой компанией-устроителем. В нынешнем правовом поле для него просто нет противоядия. Нужно менять законодательство о проведении конкурсов и пари, а может, и принимать отдельный нормативный акт.
В управлении защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Беларуси уже пришли к идее разработки проекта нового указа Президента и послали на этот счет свои предложения в Совет Министров. Одно из них — чтобы при проведении рекламных игр разрешить использование средств коммуникации только общего пользования, у которых обычные тарифы. Если мы говорим о телефонной связи, то это будет означать запрет на использование коротких телефонных номеров по причине их заоблачных тарифов.
Других подробностей о проекте документа нам пока не сообщили, поскольку он лишь в начальной стадии разработки.
В то же время начальник данного управления Минторга Ирина Барышникова считает виновными в подобных ситуациях прежде всего самих телезрителей:
— Человек ведь не будет нырять в реку, если он не знает, какое там дно. А здесь увидят что-то по телевизору — и сразу же звонить, вместо того, чтобы изучить сначала правила. А потом льют слезы, чтобы государство им вернуло деньги.
Да государство никогда не справится с этой проблемой при таком поведении граждан. Если у тебя слабое зрение — подойти поближе к экрану, но все же прочитай бегущую строку. Что касается детей, то дети должны слушаться родителей и не звонить по телефону без разрешения. Тем более что в таких телепередачах почти всегда есть предупреждения, что звонить можно лишь ответственным за оплату звонка.
Все рекламные игры, идущие на белорусских телеэкранах, проходят государственную регистрацию. Правила их проведения в нашем управлении читают три специалиста. Прежде всего они следят, чтобы призовой фонд действительно был сформирован, причем в полном объеме. Соединение с автоответчиком всегда прописано в правилах, так что юридически нам не к чему “придраться”.
В Беларуси такие игры не запрещены законом. Однако населению можно посоветовать вдуматься в их суть. Это стимулирование реализации товаров, работ, услуг, а не чтобы сделать вам подарок.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter