Как я работала стюардессой. Заметки из авиарейса (Часть 2)

Что забывают пассажиры в карманах кресел, почему могут остаться без сэндвича и за что рискуют заплатить штраф по прилету в аэропорт, узнала журналист «Знаменки», поработав один день бортпроводником авиакомпании «Белавиа» (начало здесь).

Что забывают пассажиры в карманах кресел, почему могут остаться без сэндвича и за что рискуют заплатить штраф по прилету в аэропорт, узнала журналист «Знаменки», поработав один день бортпроводником авиакомпании «Белавиа» (начало здесь).


…Шелестя обертками конфет, которые я раздала пару минут назад, пассажиры утреннего рейса № 983 «Минск – Москва» готовятся к взлету, а кто-то и вовсе уже спит, прислонившись головой к окошку иллюминатора. Старший бортпроводник Наталья Кудряшова проверяет, чтобы все были пристегнуты ремнями безопасности, Людмила Мишота демонстрирует аварийно-спасательные средства, Ольга Ревяко в хвосте самолета озвучивает ее «пантомиму» на трех языках – белорусском, русском и английском. Но, кажется, мало кто вникает в правила поведения на случай чрезвычайной ситуации.

Стюардесса Людмила показывает пассажирам, где находятся аварийные выходы и как пользоваться кислородной маской
– Инструкция есть у каждого пассажира в кармане сиденья, поэтому многие смотрят не на нас, а в нее, – говорит Ольга, она только что закончила читать информацию, текст которой висит слева от рации. Но Ольга почти не пользуется подсказкой, она давно выучила все фразы наизусть и теперь хоть среди ночи разбуди – расскажет без запинок!


– Хотите попробовать почитать текст в микрофон? – обращается она ко мне.


Предложение заманчивое, но вспоминая, что в первый рейс стажер не должен брать на себя большой ответственности, тренируюсь с выключенным микрофоном. И хорошо, потому что к своему стыду запинаюсь уже на третьем английском предложении – давно не практиковалась в устной речи.

А поговорить?


Двойной сигнал, прозвучавший накануне взлета в авиасалоне, говорит о том, что все бортпроводники должны занять свои места и пристегнуться: через несколько минут оторвемся от земли!


– Посмотрите: двое пассажиров держатся за руки, им страшно взлетать, и они таким образом подбадривают друг друга, – обращает внимание на рукопожатие в центре авиасалона бортпроводник Сергей Шайковский. Отработав свыше двадцати лет на борту, он, конечно, уже не боится ни взлетов, ни посадок, зато изучил психологию людей, которые путешествуют самолетами. И всегда знает, что делать, если пассажиры тревожатся, капризничают или требуют к себе повышенного внимания.


– С таким человеком нужно просто немножко больше поработать. Поговорить, выслушать, дополнительно предложить кофе или чай, лишний раз спросить про самочувствие – есть тысяча и один способ сделать полет пассажира более комфортным, – делится опытом Сергей. – Но всегда нужно знать ту грань, за которой рискуешь стать «жилеткой» на время полета или боксерской грушей, в которую выплескиваются негативные эмоции. Кроме того, нам нельзя уделять внимания одному больше, чем остальным, иначе просыпается пассажирская ревность.


Какие бы ни были пассажиры – чересчур мнительные, невежливые, заносчивые или слишком требовательные, – бортпроводники всегда вспоминают о них с улыбкой. Но что действительно не смешно – это когда вопреки всем правилам полета они распивают на борту спиртные напитки.


– Рейс «Минск – Москва» спокойный в этом плане, на нем обычно ничего такого не происходит. Больше нам достается на рейсах из Еревана, Тбилиси или если мы летим в южные страны с путешественниками, которые начинают отмечать свой отпуск прямо в воздухе, – рассказывает Наталья. – Сначала мы просто сделаем замечание, но если это не помогает, то вынуждены сообщить командиру воздушного судна и в службу охраны аэропорта. По прилету составляется акт об административном правонарушении и пассажиру выписывается штраф. На моем рейсе недавно летел мужчина, с которым ни по-хорошему, ни в строгом тоне договориться не получилось. Он летел через Минск транзитом, но на свой следующий рейс не попал: в нашем аэропорту его встретили милиционеры. Но, конечно, это крайние меры: очень многие проблемы на борту можно решить словами и доброжелательной улыбкой.


Как добыть сэндвич

Журналист «Знаменки» один день провела с экипажем «Белавиа» в качестве бортпроводника-стажера
Настало время накормить пассажиров завтраком, в который входят двойной сэндвич с ветчиной и сыром, горячие напитки или сок. В самолет питание доставляется рамп-агентами, но пломбы на тележке вскрываются только во время полета, поэтому бывают нештатные ситуации, когда кому-то сэндвича может не хватить. Но не думайте, что его съел бортпроводник: на кухне сотрудника авиакомпании ждет сытный обед, состоящий из мясного блюда, гарнира, свежих и маринованных овощей, хлеба и шоколадки.


– Нам положено горячее питание, ведь мы много двигаемся во время полета, а здесь энергия тратится быстрее, чем на земле, – говорит Наталья.


Стюардесса уходит в VIP-зону, а я наблюдаю за молодым парнем, который тщательно рассматривает вакуумную упаковку с бутербродом. На русском языке внизу стоит надпись «Легко вскрывать», прочитав которую можно догадаться, что где-то здесь и надо потянуть за оболочку. Но парень – азиат и по-русски не читает. И ничего лучше он не придумал, как достать зажигалку и попробовать поджечь ей края упаковки! Вспоминая, что на борту самое страшное – паника и пожар, тут же предлагаю ему на английском свою помощь. Он кивает и расплывается в улыбке: наконец, еда добыта. А я думаю о том, что на упаковке белорусских сэндвичей обязательно должна быть фраза «Легко вскрывать» на английском языке!


Куда летят забытые айфоны


Мы приземлились. Пассажиры отправляются в автобус, который доставит их в здание аэропорта. Какой-то мужчина спохватывается уже на земле: он забыл в кармане сиденья айфон! Все пять бортпроводников бросаются на его поиски: шутка ли одному пересмотреть все 126 карманов Боинга!


– Пассажиры очень часто забывают ценные вещи в самолете, – говорит Наталья, когда айфон уже найден. – Но не все так быстро об этом вспоминают. Все забытые вещи направляются в наш
аэропорт, где они хранятся в течение шести месяцев.


В транзитном аэропорту Домодедово наш самолет стоит меньше часа, за это время бригада уборщиков наводит в нем марафет, а бортпроводникам нужно проверить багаж, списки новых пассажиров, принять питание и инвентарь – полотенца, салфетки и прочие бытовые принадлежности. А затем занять посты в своей зоне ответственности и приготовиться встречать тех, кто летит в Минск. На этот раз по списку 37 пассажиров. Каждому нужно улыбнуться и сказать «Добрый день», даже если ты дежуришь в хвосте самолета. Разносить конфеты я уже не прошусь: после посадки болят уши и я не слышу своего голоса. Мои коллеги-бортпроводники говорят, что никакого дискомфорта не ощущают. Не зря их здоровье так тщательно проверяет медкомиссия.


– Сертификат врачебной экспертно-летной комиссии нам выдают на два года, раз в полгода мы его подтверждаем и каждые три месяца делаем сан-книжку, – рассказывает Наталья Кудряшова. – Нас, как летчиков, даже крутят на специальном кресле – проверяют вестибулярный аппарат. Бортпроводник должен быть здоров, ведь его организм испытывает большие нагрузки во время полета, к тому же он постоянно должен приспосабливаться к разным графикам и сменам, а если мы летим на далекие расстояния, то еще и к новому климату.


Неслучайно бортпроводники могут рано уходить на пенсию: женщины в 45 лет – после 10 лет службы в этой должности, мужчины в 50 лет, отработав бортпроводником в течение 15 лет. Но далеко не все пользуются этим преимуществом, работать в небе остаются даже те, кто отслужил свой «минимум». Новичкам же, недавно приступившим к своим обязанностям на борту, достаточно нескольких полетов, чтобы понять: правильный ли они сделали выбор. Если за это время не влюбился в свою профессию, то ни высокие зарплаты, ни возможность побывать в разных городах и странах не убедят в ней остаться. 


Мария ЗУБКОВА, фото Полины ГРАДСКОЙ, «ЗН»


Благодарим Национальную авиакомпанию «Белавиа» и Национальный аэропорт «Минск-2» за содействие в подготовке репортажа. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter