Как вернуть семейные ценности

Демографическая безопасность – основа национальной безопасности любого государства. Не имея достаточного количества людских ресурсов, не обладая интеллектуальным потенциалом, страна просто не сможет нормально развиваться. Защита своих рубежей, создание конкурентоспособной экономики, достижения в науке, технике, культуре требуют физически и духовно здорового общества. К сожалению, и для Беларуси, и для России демографическая проблема сегодня по-прежнему актуальна. Что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию? От чего зависит здоровье нации? Как вернуть нашей молодежи семейные ценности? Об этом размышляет заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по демографической безопасности и социальному развитию, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики Алла РАЛЬКЕВИЧ.

– Алла Васильевна, в последние годы в Беларуси наблюдается некоторое увеличение рождаемости, но проблема все еще сохраняется. Что делается государством для ее разрешения? 
– Сегодня в Беларуси проживает менее 10 миллионов человек, и это притом, что наша земля может свободно прокормить в три раза больше. По данным последней переписи населения, большинство семей имеют одного ребенка, треть воспитывают двоих детей и только шесть процентов семейных пар растят троих и более детей. А ведь не секрет, что для устойчивого роста населения в семьях должно быть не менее трех детей.
Вот почему в основе государственной семейной политики Беларуси лежит охрана материнства и детства. Сохранение здоровья женщин и детей гарантируется законами о правах ребенка, о здравоохранении, Кодексом о браке и семье, президентской программой “Дети Беларуси” и другими нормативными актами.
На государственном уровне у нас принимаются реальные меры для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему. В стране разработана и утверждена Национальная программа демографической безопасности на 2007–2010 годы. Беларусь первой среди стран СНГ приняла в 2002 году закон о демографической безопасности. К слову, в России такого закона пока нет.
На эффективную социальную защиту семьи направлен закон о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей. В соответствии с этим нормативным актом единовременное пособие при рождении первого ребенка установлено в размере пяти бюджетов прожиточного минимума (БПМ), второго и последующих детей – семь БПМ. В 2008 году увеличено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Сегодня оно составляет 80 процентов БПМ, а в 2009 году размер выплат составит уже 100 процентов БПМ.
Законодательство нашей страны закрепляет право опекунских семей на возмещение расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, бытовых услуг, связанных с содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2004 году открыт Республиканский научно-практический центр “Мать и дитя”, который стал главным учреждением страны в области акушерства и гинекологии, неонатологии, педиатрии и медицинской генетики.
В республике совершенствуется система ранней диагностики различных ограничений жизненных и социальных функций у детей, создана и развивается сеть центров, отделений, кабинетов для их реабилитации. Во всех женских консультациях проводится ультразвуковая дородовая диагностика врожденных пороков развития плода. Проводимые в стране высокотехнологичные исследования позволяют ежегодно установить диагноз наследственной патологии плода у 600–700 беременных женщин, что снижает на 10–15 процентов детскую инвалидность и на 2–3 процента младенческую смертность. По поручению Президента в стране открыт Республиканский детский кардиохирургический центр, где проводится хирургическая коррекция врожденных пороков сердца.
– Повышение рождаемости, безусловно, важнейший фактор демографической политики. Но это лишь одна сторона медали. С экономической и социальной точки зрения приоритетной задачей должна быть борьба со смертностью...
– Безусловно, хотя этот вопрос многогранен по своей сути. В результате принятых мер младенческая смертность в Беларуси за 2007 год составила 5,2 на тысячу родившихся детей. В 2006 году она была 6,2 на тысячу родившихся. Всего в Беларуси в 2007 году родилось более 103 тысяч детей. Материнская смертность с 1997 года снизилась в три раза, и сегодня по этому параметру наша страна находится на самом низком уровне среди других постсоветских республик. 
К сожалению, у нас достаточно высок уровень смертности граждан в трудоспособном возрасте, особенно мужчин, в том числе и от так называемых неестественных причин. В связи с этим в Беларуси разработан проект Закона “Об охране труда”, в соответствии с которым на законодательном уровне будет закреплена система регулирования общественных отношений в области охраны труда, направленная на реализацию конституционного права граждан на здоровье и безопасные условия труда.
Многое в профилактике смертности зависит от самого населения. Необходимо формировать у людей жизнесохранительное поведение, активно внедрять физическую культуру, особенно среди молодежи. На государственном уровне требует решения вопрос о расширении доступности спортивных секций, бассейнов и комплексов. Следует прививать навыки здорового образа жизни в детском саду и школе, стимулировать здоровый образ жизни на производстве и по месту жительства граждан. С этой целью при активном участии белорусских парламентариев разработана Государственная программа развития физической культуры и спорта на 2007–2010 годы.
Сейчас депутаты готовят изменения и дополнения в Закон “О здравоохранении”, который закрепляет право граждан на доступное медицинское обслуживание, в том числе на предоставление бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения за счет средств республиканского или местных бюджетов.
– Уже не первое десятилетие в нашем обществе бытует расхожее мнение о том, что основная причина низкой рождаемости кроется в тяжелом материальном положении. Как вы считаете, насколько велико влияние экономических факторов на репродуктивные установки граждан?
– Причины кризиса института семьи и спада рождаемости лежат в духовно-нравственной плоскости и меньше всего связаны с уровнем благосостояния граждан. Иначе в слаборазвитых, бедных странах не рождалось бы столько детей. Демографический кризис характерен не только для белорусов и россиян.  Посмотрите, ведь депопуляция охватила благополучную Европу: Англия, Бельгия, Германия, Франция – все эти государства имеют низкую рождаемость коренных жителей и активно заселяются иммигрантами из стран Азии и Африки.
Переходя к белорусским реалиям, замечу, что в нашей стране даже очень обеспеченные семьи с высокими доходами в основной массе имеют одного-двух детей. О какой материальной подоплеке может идти речь, если даже в самый тяжелый для Беларуси период ХХ века – в годы Великой Отечественной войны – рождаемость при несопоставимо более низком уровне жизни была выше, чем сейчас?
Очевидно, что падение рождаемости во многом стало следствием девальвации общечеловеческих ценностей, отхода от традиционных семейных основ и утраты обществом своих духовных начал.
С этой точки зрения и в Беларуси, и в России приходится решать схожие проблемы. Поэтому нам необходимо больше координировать свои усилия по выходу из демографического кризиса, обмениваться положительным опытом, помогать друг другу. Тем более что у нас много общего в правовой базе. В обеих странах приняты законы о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действуют президентские указы, регулирующие вопросы предоставления финансовой  поддержки молодым и многодетным семьям. 
На улучшение важнейших демографических показателей – здоровье населения, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни – направлены законы Российской Федерации о лекарственных средствах, об иммунопрофилактике инфекционных болезней, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о качестве и безопасности пищевых продуктов. Такие законодательные акты приняты и в Беларуси. Как и в нашей стране, в России реализуется федеральная целевая программа “Дети России” на 2007–2010 годы. В конце прошлого года принята Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года.
Однако стоит отметить, что какой бы совершенной ни была правовая база, она не сможет в корне изменить демографическую ситуацию. Для этого требуется проведение целого ряда комплексных мероприятий как на республиканском уровне, так и в масштабах Союзного государства. Проблем, которые ждут своего решения, немало. И главные, на мой взгляд, это укрепление здоровья населения, нравственных основ семьи и увеличение продолжительности жизни. Очевидно, что ни одну из них нельзя рассматривать изолированно от других или решать в одиночку. Мы, белорусы и россияне, должны четко осознавать, что помочь своим детям, своим семьям можем только сами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter