Как туриста заманить в болото

Почему уникальный природный заказник страны непопулярен у туристов

На Ольманских болотах в Столинском районе продолжается сбор клюквы. Заядлых ягодников не останавливает даже резкое похолодание. На полезных дикоросах делают бизнес как наши заготовители, так и украинские. Недавно Президент подписал документ, продлевающий иностранцам посещение заказника на платной основе до 2021 года. И пока что уникальный массив, сравнимый по потенциалу с Беловежской пущей, привлекает гостей лишь дарами природы. Как таковой инфраструктуры тут попросту нет, а потому турист здесь редкий гость.

фото сергея лозюка.

Цивилизованно отдохнуть на болотах можно в охотничьем домике, который в свое время построил Полесский лесхоз. Но желающих, говорит директор предприятия Николай Репетуха, немного. В среднем 10 — 15 визитеров в год:

— Современному туристу нужны условия. Дороги, общепит, сувениры. В общем, инфраструктура, как, например, в Беловежской пуще. А здесь только недавно начали строить дороги. Ольманы во многом сохранили свою первозданность из–за минимального вмешательства человека. А в 60–е, когда создавали военный авиаполигон для стран Варшавского Договора, отсюда убрали и хутора.

Николай Репетуха.

Заказник создали в 1998 году. Сегодня это крупнейший комплекс верховых, низинных и переходных болот, более 20 озер, песчаные дюны, поросшие лесами, две реки: Ствига и Льва. На площади свыше 90 тысяч гектаров обитают 225 видов насекомых, 8 амфибий, 7 рептилий, 151 вид птиц, из которых 25 занесены в Красную книгу страны. В этом же охранном списке — три вида млекопитающих из 26, живущих на Ольманах. А еще — 687 видов растений, 12 из которых также имеют статус неприкосновенности.

Обзорную экскурсию начинаем с 50–метровой вышки, оставшейся от военного прошлого. Вид с самого верха завораживает. Спускаемся. Лесник Дмитрий Гринюшко ведет нас в бывший военный бункер, который строили на случай ядерной войны. Свезти бы сюда остатки армейской техники, которая еще кое–где разбросана по полигону, сделать выставку вооружения и амуниции... Готовая экспозиция!


Пока это лишь мечты. Вышку используют больше сами лесники, контролируя пожарную ситуацию, бункер пуст. Впрочем, главное здесь, конечно, дикая природа. Дмитрий говорит, что местная живность людей не боится:

— Утром просыпаюсь в домике — в окно лось смотрит. По огороду часто зайцы бегают. В прошлом году норку приручил...

А еще это — царство легенд. В этнографическом музее в деревне Теребличи, что практически на окраине Ольман, хранится якорь, найденный в этой местности в прошлом веке. В древние времена здесь было огромное озеро, которое потом заболотилось, но тогда тут, по данным краеведов, пролегал путь из варяг в греки. 

Ольманы можно с интересом изучать не один день. Но гулять пешком по болотам — развлечение для экстремалов, а дорог здесь практически нет. Это не останавливает только ягодников. Они живут на болотах неделями, ведь для местных дикоросы — хороший заработок. Но есть неприятный нюанс. С директором лесхоза натыкаемся на лагерь «клюквенников»: грязь, антисанитария, вырубленные вокруг деревья. И таких на полигоне десятки. Кто из них бросит очередной окурок или спичку, от которой разгорится пожар на десятки гектаров, — неизвестно.


Спорная «дорожная карта»

В конце лета и начале осени здесь выгорело почти 60 гектаров растительности («Как спасали Ольманские болота», «СБ» за 28 августа). Главный лесничий Брестского государственного производственного лесохозяйственного объединения Александр Матюшевский не скрывает — заказнику может грозить экологическое бедствие:

— Пожары уничтожают все живое. Пламя от маленькой искры в минуты разлетается на гектары. А лесники по бездорожью пробираются туда по несколько часов даже на вездеходах. В итоге потом сокрушаемся, как в этом году или в 2015–м, когда сгорело более 800 гектаров.

До недавнего времени транспортных артерий на Ольманах практически не было, не считая старых извилистых дорог, построенных еще в польские времена в местных лесных массивах и полностью убитых к нашему времени. Сегодня в плохую погоду там может застрять даже военный грузовик. Минлесхоз профинансировал строительство трех новых гравиек. Научные обоснования разработал Полесский аграрно–экологический институт Национальной академии наук.


Теперь на 100 тысячах гектаров заказника проложено примерно 40 километров дорог. Две, построенные на месте старых, связывают север и юг Ольман. К ним примкнет третья, строящаяся. Но с таким подходом к сохранению болот согласны не все экологи. У координатора программ ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Виктора Фенчука своя позиция:

— Уникальность экосистемы не нарушена как раз из–за того, что там мало дорог, а болотные массивы имеют большую площадь. Раньше там строили дороги, которые вписывались в ландшафт. Нынешние в экосистему не встраиваются. Это серьезный капитальный объект. 

Замдиректора Полесского института по научной работе, кандидат биологических наук, доцент Виктор Демянчик уверяет: природный массив поврежден не будет. И это подтверждают многочисленные межведомственные проверки, которые были как на стадии научного обоснования, так и в ходе самого строительства:

— Дороги — важный вопрос безопасности. Кроме того, с их появлением возможность прикоснуться к этой живой природе появится у каждого посетителя. Строительство третьей дороги закольцует уникальный этнографический музей в деревне Теребличи в Столинском районе, сами болота, нацпарк «Припятский», Туров...

Сегодня посмотреть на болота можно со стороны деревни Ольманы в Столинском районе. Там в свое время руководство заказника «Ольманские болота» совместно со Столинским лесхозом проложило экотропу, ведущую как раз к озеру Большое Засоминое. Директор предприятия Павел Миронович пока наплыва туристов не видит. В год Ольманы посещают 10 — 15 групп, в среднем по 12 человек каждая.

mityakov@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
2.5
Загрузка...
Новости