Сотни раз, рискуя жизнью под минометным обстрелом, она спасала жизни бойцов. И вместе с Красной Армией прошла путь от Сталинграда до Будапешта

«Как такое могло повториться?»

Казалось, что война далеко…

Старую украинскую песню о вольной думке и о соколе вытягивает удивительно красивый и сильный женский голос. Стоит закрыть глаза и вслушаться в это пение – и воображение уносит в сказочную, гоголевскую Украину, в вечера на хуторе, в диковинную Диканьку. Относительно недалеко от тех мест в ноябре 1924 года и родилась Тамара Семеновна Брускина (в девичестве – Карасюк) – в соседней с Полтавской Харьковской области, в селе Краснопавловка Лозовского района.



Росла под южным солнцем загорелая, веселая, романтичная, немного взбалмошная и счастливая девчонка… Как вдруг в июньский день 1941 года пришла неожиданная весть: война… «Не сразу осознали люди что произошло. Казалось, война далеко, где-то там, на западных рубежах. Мы были уверены, что наши разобьют врага уже совсем скоро. И даже в мыслях не было, что враг посмеет ступить в наш край», – вспоминает Тамара Семеновна. 

В Краснопавловку немцы вошли 12 октября 1941 года.

Но уже через несколько недель после захвата села в тылу у врага начала действовать партизанская разведгруппа. 

Весной 1942 года Тамара Карасюк примкнула к краснопавловским партизанам. Воевала она в разведке. Сколько раз приносили они ценные сведения о расположении сил врага в Днепропетровске, Полтаве… 

Черные руины Сталинграда

В начале 1943 года Тамара попала в действующую армию – направили ее санинструктором в 3-ю роту 51-го отдельного гвардии саперного батальона. В Сталинград… 

Тамара Семеновна с гордостью показывает мне медаль – «За оборону Сталинграда». Вспоминает руины домов, которые напоминали черные скелеты. Снежное безмолвие нарушал грохот орудий и минометов. Мертвые люди на улицах стали уже привычным зрелищем. На хрупких плечиках 19-летняя девчонка и ее подруги-санитарки выносили людей – живых и мертвых, мужчин и женщин, стариков и детей... А над головой кружили и грозно клокотали, как черные птицы, вражеские самолеты, под ногами горела земля, сотрясаясь от взрывов. 

В феврале капитулировала попавшая в окружение и оборонявшаяся в руинах города 6-я немецкая армия фельдмаршала Паулюса, еще осенью 1942-го намеревавшаяся взять Сталинград. Война пошла теперь уже по-иному сценарию.



Медаль за бой

Гвардии рядовой санинструктор Карасюк вернулась на родную Украину, охваченную огнем и горем… 

Летом и осенью 1943 года после битвы под Курском Красная Армия начала освобождение восточных областей Украины. 

Медаль «За боевые заслуги» напоминает Тамаре Семеновне о тех осенних днях 1943-го…
 «А еще я никогда не забуду бои за город Херсон весной 1944-го, – говорит она.  – Командование Красной Армии приняло решение форсировать Днепр. Немецкая артиллерия и минометы со всех сторон обстреливали маленький плацдарм на реке. Казалось, что мы попали в огненный ураган». Под артиллерийско-миноментным огнем Тамара эвакуировала в тыл 16 человек и была удостоена медали «За отвагу».

  «Потом под Николаевом, в боях за Солдатские хутора меня ранило, когда я перевязывала одного бойца, – вспоминает Тамара Семеновна. – Внезапный грохот, черный дым, полетели комья земли… Я очнулась в госпитале. Первым делом, открыв глаза, спросила, как тот парень, которого я вытащила из-под обстрела. Сказали, жив. К счастью, и меня врачи выходили. И я снова отправилась на фронт.»

Дорога на запад

После ранения Тамара Карасюк была переведена на должность писаря. Как-то раз на железнодорожной станции под Херсоном обаятельная Тамара разговорилась с группой солдат. Их состав отправлялся на запад. Среди красноармейцев был скромный и симпатичный боец по фамилии Брускин…

«Так я познакомилась с будущим мужем. Вместе мы прошли Молдавию, Румынию, Венгрию…» – рассказывает Тамара Семеновна.

На черно-белой карточке – группа молодежи у памятника в Будапеште. Посередине – улыбающаяся Тамара в украинской рубашке. Май 1945 года. Столица Венгрии, освобожденная Красной Армией, дышит весной и свободой… 

Будапешт – Псков – Донецк

Вскоре она стала уже не Карасюк, а Брускина. Через год в Румынии родился старший сын. А всего у Тамары родилось четверо детей.

Семья Брускиных вернулась в СССР и поселилась в Пскове. Здесь Тамара смогла продолжить образование – окончила школу, получила аттестат в 1950 году. Окончила Ленинградский государственный педагогический институт, а затем  Псковский пединститут. Получила профессию педагога – преподавала в школах историю, обществознание, немецкий язык. 

В 1968 году семья Брускиных переехала в Донецк. «Все-таки поближе к родным местам», – думала Тамара и в душе радовалась. Тамара Семеновна снова преподавала – в школе № 134 и ПТУ № 62. Конечно, часто рассказывала ученикам о военных годах. Всегда напоминала им о том, какой на самом деле хрупкий этот мир и как важно его беречь… 

Опять война…

В 1982 году Тамара Семеновна вышла на пенсию. Казалось бы, ей, прошедшей самую страшную войну в истории человечества, выжившей под минометным градом, спасшей десятки жизней, жить бы на старости лет в тишине и спокойствии. 

«Пережив войну, столько раз обманув смерть, я была уверена: такое на нашей земле больше никогда не повторится. Ведь мы победили фашизм, мы дошли до Берлина и уничтожили последние остатки этого зла!» – признается она.

Но 70 лет спустя Донецк и его пригороды снова содрогнулись от взрывов и грохотов боевых снарядов… Только теперь стреляли не немцы, не какие-то инородные захватчики, пришедшие издалека. Стреляли свои по своим же. 

Дети Тамары Семеновны решили срочно забрать мать к себе в Россию. 

К счастью, все позади… 

Сейчас за окном Тамары Семеновны тихий дворик Белгорода. Рядом – любимые и близкие. Недавно получила российское гражданство.

«Но сердце болит за тех, кто остался в Донецке. Думаю о каждом. Видела в новостях, во что превратился наш Донецкий аэропорт… В страшном сне такого не могла себе представить!» – переживает Тамара Семеновна.

9 Мая в доме Тамары Брускиной  всегда собираются друзья и близкие. Слава Богу, что этот День Победы, 70-й, она встречает в тишине и спокойствии, окруженная любовью и заботой. Гости непременно просят Тамару Семеновну спеть. Она затягивает своим сильным мелодичным голосом, слегка прикрыв глаза, ту самую старинную песню о воле и о соколе в ясных небесах. И чудится ей терпкий запах цветущей вишни в садах Краснопавловки…

Татьяна КУТАРЕНКОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter