Британские заправки опустели. При чем здесь брексит?

Как спасти Рождество

Что общего между туалетной бумагой и бензином? И то и другое в Великобритании скупается панически: туалетная бумага — в начале пандемии коронавируса в прошлом году, а бензин — прямо сейчас. В воскресенье в Лондоне и на юго-востоке страны на каждой пятой заправке бензина не было, по стране пустовало 17 процентов всех заправок. К решению кризиса, который не затронул только Северную Ирландию, с понедельника правительство привлекло армию: задействованы как минимум 200 военнослужащих, 100 из них — водители грузовиков. 



Почему акцент делают на водителей? Потому что на самом деле этот кризис не совсем то, чем на первый взгляд кажется. Проблема не в том, что в стране не хватает топлива, его достаточно. По крайней мере, так заявляют и представители правительства, и представили отрасли. И, как будто противореча самим себе, призывают британцев не заправлять все машины, которые есть в семьях, «под завязку», а лишь «как обычно», когда панического спроса еще не было. Но британцы их не слышат и выстраиваются в очереди на заправках, и в этих очередях уже зафиксированы потасовки. Так почему в стране, давшей миру одну из крупнейших нефтяных компаний — ВР, не хватает бензина? Потому что не хватает водителей грузовиков. Удивлены? Британцы тоже. 

Вот такой парадокс: топливо есть, но некому доставить его на заправки. Британцы долго и часто зло смеялись над восточными европейцами (больше всего над поляками и литовцами) за то, что они готовы работать на островах за очень небольшие, по меркам местных жителей, деньги. Сегодня правительство Великобритании заманивает поляков и других граждан ЕС рабочими визами, правда, краткосрочными: правительство Бориса Джонсона боится, что нехватка водителей фур и вызванные этим перебои с поставками в магазины могут испортить британцам Рождество. А испорченный праздник, особенно такой важный, запросто может привести к недовольству, а недовольство — к плохим результатам на выборах. 

Правительство изо всех сил делает вид, что брексит к нынешним проблемам отношения не имеет. Ну или почти не имеет. Но предупреждает: перебои некоторое время сохранятся.
На ежегодной партийной конференции в Манчестере Борис Джонсон назвал нынешние трудности «периодом адаптации» к жизни после брексита. Британцам такая «адаптация» не нравится: они ожидали совсем другого. 
Борис Джонсон, тогда еще не премьер-министр, но активный сторонник брексита, убеждал сограждан, что в случае выхода из ЕС они смогут «взять свою судьбу в свои руки», избавиться от «понаехавших», сами будут вылавливать рыбу и прочих морских гадов в прибрежных водах, перестанут платить в общий бюджет, и эти деньги пойдут на улучшение жизни. Но получилось не совсем так, как обещали (обычное в общем-то дело, отмечу от себя). Британские экспортеры — в том числе и те, которые ловят рыбу в своих водах, — теряют европейский рынок из-за многократно увеличившегося количества документов, которые нужно заполнять. А обещанная Джонсоном выгодная торговая сделка (любимое выражение президента Трампа) с США не состоялась. Британские музыканты пишут открытые письма правительству: из-за визовых проблем, которые были им незнакомы, пока их страна была частью ЕС, стало затруднительно организовывать гастроли на континенте. А теперь вот пустеющие полки в магазинах (мне об этом знакомый из Лондона написал — с большим, надо сказать, удивлением), ограничение ассортимента в сетях фастфуда и пустые заправки. 


Британский офис национальной статистики говорит: в марте этого года в стране работало водителями на 16 тысяч граждан ЕС меньше, чем в прошлом году. Ассоциация автоперевозчиков говорит о нехватке 100 тысяч водителей и призывает выйти на работу тех британцев, которые недавно вышли на пенсию. Но никто — ни пенсионеры-британцы, ни восточноевропейские гастарбайтеры — не спешит: зарплаты не настолько привлекательны. Поляк Якуб Пайка сказал в интервью Рейтер: «Нет, спасибо, господин премьер-министр, я не воспользуюсь этой возможностью. Никто из водителей не хочет приезжать всего на три месяца, чтобы облегчить британцам подготовку к праздникам». 

Интересно, что нехватка продуктов и топлива — показатель того, что до сих пор экономика работала по-настоящему эффективно. В Великобритании, как и почти во всех других европейских странах, складские запасы минимальны: это помогает экономить ресурсы и сокращать количество отходов, что особенно актуально для продуктовых сетей. Но оказалось, что эта схема — без сомнений, прогрессивная — работает только в хорошие времена. Как только они меняются — пандемия тому пример, — схема дает сбои. 

Премьер-министр Джонсон не исключает некоторых миграционных послаблений: 300 водителей грузовиков приедут на работу в Великобританию в самое ближайшее время и смогут остаться здесь до марта. Рождество, а с ним и правительство, будет спасено. По крайней мере, Борис Джонсон на это надеется. 

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter