Президент провел встречу с белорусскими писателями

Как слово отзовется

В Беларуси много талантливых писателей. Но почему их не читают?
Встречи Президента с деятелями культуры и искусства всегда интересны и глубоки по содержанию. Творческие люди — особые. Их отличает интерес к событиям, не только лежащим на поверхности, но и стремление обнажить незримые корни событий и явлений. Найти между ними самые тонкие логические и философские связи. Именно такой характер приняла дискуссия во Дворце Независимости, на которую были приглашены литераторы. 

В Беларуси много талантливых писателей. Но почему их не читают?


В таких мероприятиях частное всегда соседствует с глобальным. Люди творческие очень ревностно относятся к оценкам своих трудов. Тема непризнанной гениальности всегда витает в атмосфере диспута. Вот и на этот раз звучало много рассуждений о том, что есть у нас много авторов – и пишут хорошо, и за границей их признают. Но у нас не читают. А потому не печатают и не финансируют. Не в обиду будет сказано представителям писательского цеха, но порой складывается впечатление, что такие разговоры — тема в себе. Она не выходит за пределы профессионального сообщества. А широкая публика ценит все же не процесс создания шедевра, а конечный результат. Понравилась та или иная книга или нет. Свою позицию напомнил и Президент. На поддержку истинного таланта никаких денег не жалко. Вот только современную «Войну и мир» пока никто не предложил. А вот еще пример из жизни, который привел Александр Лукашенко:


— Смотрю фильмы... Они ведь тоже связаны с литературой. Несколько лет назад Дударев сказал: если в кино голову не оторвали и кровью не залито все — это не фильм. Его смотреть никто не будет. А сегодня народ устал от войн, драк. Хочется чего–то более спокойного, юморного, житейского... «Мыльные оперы» показывают с нашими и ненашими артистами. Такое легкое, простое, жизненное — и все сидят возле телевизоров. А мы почему этого не делаем? Чего не хватает?.. 


Как–то спросил: чего не хватает, чтобы наши режиссеры ставили? Говорят: это, это, это... Молодежь обращалась. Говорю: даю вам месяц. Положите мне на стол сценарий солидного фильма... Прошел месяц, полгода, год, может, уже 15 лет — никто этот сценарий не принес. Так что надо? Чтобы я вас покупал, как в советские времена? Я уже говорил: этого не будет. Я не хочу вас этим самым унижать.


Разговор шел волнами. От профессиональных тем к более обширным. Один из литераторов обмолвился: мы — малая страна. Президент отреагировал мгновенно:


— Малых наций нет. И вы этого нигде не говорите. В этом самый большой ваш недостаток... «У нас маленькая страна... Совсем маленькая... На карте не видно...» Я с этим борюсь двадцать лет! Не бывает малых, больших наций. Хотя, может, и бывают, но не размерами они отличаются. Своей духовностью, наследием, культурой... Вообще — состоянием души. Вот отсюда можно говорить, малые или большие. А иначе, мы что, меньше Австрии, Швейцарии? Мы такое же государство, как Англия. Или третья–четвертая часть суперимперии Германии. И мы об этом должны говорить. Чтобы ни у кого в мыслях не возникло, что мы какой–то осколок чего–то. Мы — нация! Нам богом даровано это место и это большое государство. А если уж по размерам говорить, то мы — среднеевропейское государство. Я болею этой мыслью, когда слышу от наших людей «вот маленькие мы, опять в лаптях»... Не в лаптях! И в лаптях никогда не будем! Я уже говорил, плеткой нас стегать больше никто не будет. Мы будем жить на своей земле, и наш народ никто запрягать и «ставить в стойло» не будет!


К разговору были приглашены литераторы самых разных взглядов. Представители двух существующих в стране писательских союзов. По какому–то незатейливому шаблону иной раз их позиционируют как провластный и независимый. Хотя в дискуссии глубинных противоречий между позициями писателей не просматривалось. Да, у каждого своя точка зрения, но в мыслях о предназначении творчества они во многом сходятся. Оно должно работать в интересах нации. Кто–то из приглашенных посетовал: частное издательство лишили лицензии. Последовало пояснение, что суд признал распространяемую им литературу экстремистской. Обжалования не последовало. Получается, точка еще не поставлена. Но Президент обратил внимание на принципиальный момент:


— Государство будет действовать всегда в рамках закона и моральных принципов общества. Что такое закон — известно давно. А сегодня мы, наверное, можем сказать и о неких устоявшихся моральных принципах нашего общества, нашего нового государства. Они основаны на традициях. Мы стоим на плечах великих, которые были до нас. Я почему говорю о законах и принципах? Не все, к сожалению, в законе отразишь. И я всегда прошу государственных служащих: если где–то не хватает нормативной базы, сделайте честно и справедливо. Так вот... Если какие–то писатели, какие–то издательства будут противоречить этим принципам, они немедленно будут закрыты. Это моя позиция. И если министр этого не сделает, а я пойму, что в угоду каким–то конъюнктурным соображениям, назавтра он министром не будет. Извините за откровенность, но это так.


В чем еще значение писательского труда? Очевидно, что его понимание тех или иных событий становится основой для формирования общественного мнения. Однако трактовки порой разнятся диаметрально. Не исключено, что и в силу оплачиваемого заказа со стороны. И здесь не лишним будет вспомнить о высокой ответственности истинных литераторов. Рассуждая об этом, Президент обратился к событиям недалекого прошлого:


— Знаете, о чем я думал, когда многих (т.н. «политзаключенных». — Прим. ред.) выпустил из тюрьмы? После того, как они ко мне обратились. Даже не о том, как это будет воспринято в обществе... Я думал о тех людях, которые с ними рядом сидят. Вот я одного беру и выпускаю, а чем хуже остальные? А там остаются люди, которые, может быть, меньшее зло совершили. Они не штурмовали Дом Правительства, не ломали там окна и не избивали тех, кто охранял Дом Правительства. Это что, неправда? Я это видел в режиме реального времени...


И мы никого не били. Если брать конкретный пример и то, как он подается... Великий деятель стоял на ступеньках, отчитывался и получал задания по телефону из Киева: «Заходи в Дом Правительства, садись в кресло Премьер–министра и начинай рулить...» Какие мои действия как Президента? Вы видите, во что это может перерасти! А на фоне украинских событий вы меня поймете сегодня больше, чем когда–нибудь. И я отдал команду: не ломать, не стрелять, не пугать даже. Потому что знал всю эту тусовку: их 400 по списку — оппозиционеров, из них 80 — 100 — «отмороженных». Поэтому дал команду отсечь эту «головку». Остальные — зеваки. Они в чем виноваты?..


Да, я дал команду аккуратно, там нет боевиков, отсечь и разобраться. Несколько человек попали в тюрьму, кто вел на штурм. Вот она — правда. Неправду мне нет смысла говорить. Но как подаются потом эти события?..


Второй пример — теракт в метро. Вы что, не понимаете, что это преступление, которое надо выкорчевывать с самыми маленькими корешками? Потому что это может привести к гибели не 9 человек и еще в больнице несколько умерли, а может к катастрофе государства привести. «Ах его, бедного, приговорили к расстрелу. Вот Лукашенко какой кровожадный...» Президенты во многих государствах последними подписывают этот приговор. Да, я открыто сказал, что подпишу этот указ, если суд признает виновным и приговорит к расстрелу обоих. В чем виноваты наши люди, которые ехали после работы, наши дети в том числе, ваши дети?.. В чем виновата та девчушка, которая после занятий в университете ехала в метро и ее разорвало на куски? В чем виновата старушка? В чем виноваты уставшие рабочие? Они все хотели спокойствия. И у нас единственный в мире оставался островок спокойствия — Беларусь... Я контролировал этот процесс. Мне ни в коем случае не надо было, как некоторые писали, кого–то назначить убийцей. Мне главное, чтобы это было честно... Но одни факты подают так, другие этак. Почему? Потому что надо Лукашенко называть диктатором. И если в эту струю попасть, то в Европе, глядишь, и что–то подкинут. Что, мало таких деятелей? Хватает...


Логичной для такой встречи видится дискуссия о языковой проблематике. Прозвучало предложение: открывать больше школ с преподаванием всех предметов на белорусском языке. А может, подумать и об открытии такого национального университета. Замысел интересный. И такие учебные заведения вполне могут быть востребованными. Другое дело, готовы ли сами писатели включиться в обеспечение высокого уровня качества таких проектов? Президент объяснил:


— Святое то, что мы должны знать не только русский язык, на котором общаемся в большинстве своем дома, но и свой белорусский язык. Да, здесь много проблем. Это, кстати, и ваша проблема. Чтобы где–то что–то дошлифовать, чтобы появились новые термины, чтобы мы могли преподавать все предметы в школе на белорусском языке. Я же знаю лично, что в химии, физике, особенно в вузах, нет терминов. И некоторые надуманные вещи просто смешны...


Как видно, разговор получился многогранный. Александр Лукашенко считает, что это только начало большого разговора. Он предложил еще до конца года провести широкую дискуссию с самыми авторитетными представителями обоих писательских союзов и, возможно, других творческих объединений. Кинематографических, театральных, тех, кто очевидно имеет литературу в основе своей деятельности. Но при этом Президент предложил к этой беседе подготовить конкретные предложения, для которых может быть запрошено государственное финансирование. А что касается «много пишут, но мало читают», то Александр Лукашенко поддержал инициативу проведения литературного конкурса для молодых авторов. Если писатели активно поработают, то его вполне реально приурочить уже к заявленной следующей встрече. Государство, быть может, даже больше писательского сообщества заинтересовано в выявлении истинных талантов.

kryat@sb.by


Советская Белоруссия №204 (24585). Пятница, 24 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter