Как пройти в библиотеку?

О библиотеках

Я люблю библиотеки. Всякие: домашние, школьные, институтские, городские, ведомственные, маленькие деревенские, к сожалению, их почти не осталось, районные, детские... Мне нравится огромная «националка», и считаю, что государство правильно поступило, не пожалев денег на ее создание...


Во всех библиотеках, как больших, так и малых, как наших, так и зарубежных, одинаковый запах. Сто раз себя на этом ловил. Запах библиотек — запах быстротечного времени и неподвижной вечности. Есть что–то волнующее, ускользающее и неизменное в аромате бумаги, на которую нанесена типографская краска, есть спокойствие и величие.


Раньше, лет двадцать назад, я думал, что запах книг — запах будущего. Сейчас если так и думаю, то осторожно. Все–таки как ни крути, а компьютеризация свое берет, остановить ее невозможно.


В райцентре Ушачи силами верующих и не без содействия властей несколько лет назад восстановили костел. Строится новая православная церковь, уже золоченый купол стоит во дворе. Осталось поднять его и водрузить на храм, но служба в церкви идет.


Библия и библиотека — слова близкие, однокоренные. Библиотеку в Ушачах, ей повезло больше, чем костелу, никогда не закрывали и не запрещали. Даже местные старожилы не могут точно сказать, в каком году она начала работать. Такое впечатление, что библиотека всегда стояла на центральной улице, теперь напротив Музея народной славы. Одноэтажная, с высокой крышей, с большими окнами, похожая на провинциальную довоенную школу. И пахнет в Ушачской библиотеке имени белорусской поэтессы Евдокии Лось так же, как во всех библиотеках мира.


А открылась она в 1926 году. Открылась и, хочется сказать, слава богу, работает по сей день.


Я уже не первый год, приезжая на Ушаччину, захожу в библиотеку. Не тащить же с собой книги из Минска. У меня там даже формуляр имеется. Теперь и моя дочка — летний читатель, тоже записалась, набрала книг, ездит менять.


Этим летом познакомился с сотрудницами, поговорил. Узнал, что только постоянных читателей, тех, у кого есть формуляр, 1.300 человек. Представляете, на маленькие Ушачи столько читателей. А еще 900, которые приходят время от времени.


Спросил о самых старых и самых юных. Оказалось, что приходят за книгами и люди, рожденные еще в 20–е годы, и их правнуки, те, кто только–только научился складывать буквы в слова, а слова в предложения.


К моему приятному удивлению, узнал, что есть в библиотеке и очередь на книги. Представляете, люди ждут книгу, чтобы прочесть! Рассказали библиотекари и о том, какие вечера проходят в читальном зале. Пожаловались, что зимой в старом здании прохладно, что хорошо бы поменять окна на современные стеклопакеты, да и все здание отремонтировать. Сообщили, что летом количество читателей уменьшается, а зимой увеличивается, что местный идеолог сама приходит за книгами и с проблемами библиотеки знакома. О конкурсах говорили и даже предложили поучаствовать в викторине, связанной со знанием белорусского языка... Перечислили названия газет и журналов, которые приходят в библиотеку, посетовали, что не всегда те, кто распределяет новые издания, прислушиваются к мнению сотрудников. А потому часто поступают книги, которые уже имеются на полках.


Да, тяжело. Приходится крутиться, сдавать одно помещение в аренду, некоторые услуги в библиотеке платные. Нужно что–то распечатать — пожалуйста. Есть даже платная услуга на чтение особо популярных книг. Хочешь прочитать быстрее — плати тысячу рублей за сутки и читай на здоровье.


С появлением интернета количество молодых читателей уменьшилось, а вот количество людей пенсионного возраста осталось прежним. Некоторые старики присылают за книгами своих правнуков, социальных работников.


Уверен, что такой термин, как «рентабельность», к библиотеке, как самой большой, так и самой маленькой, неприемлем. Ну как можно измерить пользу ушачских библиотеки, костела, церкви? Какими суммами, какими деньгами?


Согласен с библиотекарями Ларисой Голуб и Татьяной Горбатенко, что если читателей останется сто или даже один, то библиотеку закрывать нельзя. Пусть человек склоняется над книгой. Пусть не в магазин идет за бутылкой дешевого вина, а в библиотеку.


Ведь Библия и библиотека — слова близкие, однокоренные.


Кстати, троим жителям райцентра задал забавный вопрос: «Как пройти в библиотеку?» Все трое тут же показали и объяснили. Причем охотно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter