Как повысить престиж рабочих профессий? Об этом “НГ” спросила жителей страны в свете заявления премьер-министра о дефиците на рынке труда высококвалифицированных рабочих.

Татьяна КОЛЕСА, акушерка:
— Воспитывать уважение к людям труда необходимо уже с детсадовского возраста. Объяснять, насколько важно уметь делать что-то своими руками. Рассказывать постоянно о том, что ни одна гениальная идея не принесет плодов, если не будет кому воплощать ее в жизнь. Кроме того, стоит приучать детей со школы самостоятельно зарабатывать деньги. Когда ребенок видит плоды своего труда, он по-другому смотрит на мир. Быстрее взрослеет, правильнее расставляет приоритеты.

Марина СИНИЦИНА, студентка БНТУ:
— Я считаю, что у нас мало внимания уделяется профориентационной работе с молодежью. Да, в Беларуси сохранилась система профтехучилищ и средних специальных учебных заведений. И здесь мы в более выигрышном положении по сравнению с той же Россией, где не смогли уберечь от развала эту ступень образования. Однако, к сожалению, у нынешних учеников выпускных классов представление о рабочих специальностях  — весьма отдаленное и поверхностное. Если бы они могли видеть профессию в деле, возможно, не считали бы ее неперспективной. К примеру, некоторые мои одноклассники сразу после школы пошли работать. А все потому, что имели уже определенный опыт.

Павел ДАНИЛЬЧИК, студент БГУИРа:
— Так сложилось, что практически каждый выпускник школы стремится сразу же стать студентом вуза. Лично мне ближе подход, который существует на Западе. Там многие молодые люди стараются после получения аттестата поработать, хотя бы непродолжительное время. Понять, к чему лежит душа. А спустя год или два уже определяются с будущей специальностью. И в этом есть свой резон. Чтобы подтолкнуть молодежь к такому шагу, мне кажется, стоит подумать о создании определенных преференций для ребят, которые поступают в высшие учебные заведения, имея за плечами трудовой стаж по рабочей специальности. Кажется, такая практика существовала в Советском Союзе.

Армен САРДАРОВ,  преподаватель:
— Сегодня в работе с молодежью практически исчезло такое важное звено, как трудовое воспитание. Особенно это касается городских ребят. Нынешние школьники целыми днями сидят у компьютеров и о жизни имеют весьма отдаленное и однобокое представление. Они не понимают, что общество может развиваться нормально только тогда, когда в нем существует баланс физического и умственного труда. И для того, чтобы починить текущий кран в квартире, провести проводку или построить дом, вовсе не нужно иметь высшее образование. А ведь каменщики и штукатуры нужны сегодня не меньше, чем врачи или учителя.

Александра ГАЙДУК, работник торговли:
— Нужно менять подходы к подготовке самих рабочих кадров. Сегодня обществу нужны не только исполнители, а креативные люди, способные развиваться и двигаться вперед. Мало кто задумывается, что та же рабочая специальность может стать неплохой ступенькой для дальнейшего роста. Особенно в сфере частного бизнеса, тем более что для этого сейчас созданы хорошие условия. К примеру, вполне реально заняться автоперевозками, евроремонтом, оказывать парикмахерские услуги, открыть автомастерскую. Если у человека золотые руки, без дела и хорошей оплаты своей работы он не останется в любом случае.

Андрей ЖУРАВСКИЙ, водитель:
— Престиж любой профессии прежде всего зависит от уровня зарплаты. Физическая работа — это тяжелый труд, и оплачиваться он должен соответственно. Однако зачастую не всегда получается так. Кроме того, условия труда, в которых приходится людям работать, тоже оставляют желать лучшего. Я уже не говорю о соблюдении техники безопасности. К сожалению, многие руководители ею пренебрегают. В какой-то мере эти нюансы отталкивают молодых ребят от заведомо выигрышных профессий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter