Как «мусорный» вопрос в свалку перерос

ЧТО раньше в небольших населенных пунктах делали с мусором? Обычно его попросту сжигали, а то и вовсе выбрасывали в ближайший овраг или под соседский забор. К сожалению, для иных сельчан и в XXI веке ничего не изменилось. Не так уж сложно в небольших селениях организовать централизованный вывоз коммунальных отходов. Но к такому способу избавления от ненужного деревенские жители относятся равнодушно, предпочитая «дедовские» методы. А некоторые наивно полагают, что у них безотходное производство, поэтому и платить «няма за што». Но откуда тогда растут кучи мусора и свалки в небольших населенных пунктах? С этим вопросом разбиралась корреспондент «БН».

Почему жители Ратомки Минского района не желают платить за утилизацию отходов?

ЧТО раньше в небольших населенных пунктах делали с мусором? Обычно его попросту сжигали, а то и вовсе выбрасывали в ближайший овраг или под соседский забор. К сожалению, для иных сельчан и в XXI веке ничего не изменилось. Не так уж сложно в небольших селениях организовать централизованный вывоз коммунальных отходов. Но к такому способу избавления от ненужного деревенские жители относятся равнодушно, предпочитая «дедовские» методы. А некоторые наивно полагают, что у них безотходное производство, поэтому и платить «няма за што». Но откуда тогда растут кучи мусора и свалки в небольших населенных пунктах? С этим вопросом разбиралась корреспондент «БН».

 «Камень преткновения»

Им в деревне Ратомка стал обычный на первый взгляд мусорный контейнер — на пересечении улиц Заславская и Приозерная, в двухстах метрах от Ратомского лесничества. Когда он переполняется отходами, сельчане попросту складируют мусор рядом  образуя настоящую свалку. Такое положение вещей, естественно, не устраивает жителей близлежащих домов, но во многом виноваты сами поселковцы.

Сейчас в Ратомке, по словам местных жителей, за вывоз отходов нужно заплатить порядка 7 тысяч рублей в месяц, но эта сумма, как оказалось, некоторых сельчан не устраивает. Именно поэтому договор многие не подписывают и за оказание такой услуги не платят.

— А зачем? — сказала одна из жительниц. — Лично у меня отходов немного, и их, как правило, утилизирую я сама.

Так считает большинство ратомчан, но свалка продолжает расти.

— В этот контейнер мои ратомские соседи выбрасывают все что угодно: кто шины, кто ветки или сорняки, кто кровати, — рассказала корреспонденту «БН» жительница Ратомки Наталья Грудинская. — Порядок навести невозможно. А вот если бы каждый платил за мусор, который выбрасывает, то была бы совершенно другая картина.

Ругаться между собой соседи не стали и написали коллективное письмо председателю Ждановичского сельского исполнительного комитета, в котором просили навести порядок на контейнерной площадке. Предложили организовать отдельные контейнеры для пластика, бумаги, полимерных отходов, а также площадку, где можно было бы складировать крупногабаритный и неформатный мусор.

— В ответ нам прислали письмо, в котором говорится, что поскольку многие жители Ратомки не заключили договор на вывоз отходов, то их будут просто вывозить конкретно от каждого дома — от тех, кто подписал соответствующий документ, — продолжила рассказ Наталья Грудинская.

Интересен другой факт. Как выяснилось, эта контейнерная площадка на балансе служб ЖКХ не находится и является бесхозной. Ответ сельчанам пришел еще в августе, и в письме говорилось, что решено ликвидировать контейнерную площадку и убрать свалку, образовавшуюся возле нее. На деле же почти ничего не изменилось — злополучная свалка на месте. Более того, выгребная яма бывшего детского сада полностью заполнена бытовыми отходами, которые также пока не вывезли.

 Действительно, такое обращение было. Председатель сельсовета и директор предприятия «ЭкоСпецТранс», которое и занимается вывозом коммунальных отходов, выезжали в Ратомку и встречались с жителями. Решили, что в этом поселке не будет контейнерной площадки. Сами контейнеры убрали, но чтобы полностью ликвидировать площадку, нужно время, — рассказала корреспонденту «БН» заместитель председателя Ждановичского сельского Совета Алла Дубко. — А по поводу свалки, видимо, у некоторых жильцов работает «мышечная память», раз они по-прежнему продолжают носить мусор на место бывшей площадки. Сейчас же в Ратомку будет приезжать машина с задней загрузкой, и отходы будут вывозиться только от тех домов, с жильцами которых заключен соответствующий договор.

Подобная ситуация —  не единична

Такая проблема не только в Ратомке. Жители многих других деревень также не спешат платить за вывоз коммунальных отходов, которым уже более пяти лет занимаются жилищно-коммунальные службы близлежащих городов.

— Ситуация стабильная, сейчас можно говорить о 100-процентном сборе отходов в сельских населенных пунктах, — комментирует положение дел начальник отдела водопроводно-канализационного хозяйства и благоустройства Управления коммунального хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Ирина Сафронова. — За ЖКХ закрепляются сельские населенные пункты, в которых ими оказывается услуга населению и юридическим лицам по вывозу и обезвреживанию твердых коммунальных отходов. Однако ряду деревень приходится справляться своими силами.

Многие домохозяйства отказываются заключать договор. Несмотря на это, службы ЖКХ все равно осуществляют вывоз отходов как с общественных контейнерных площадок, так и с несанкционированных свалок. Если же кто-то из жителей выбросит что-то в контейнер и при этом он не платит за такую услугу, то как же вычислить такого нарушителя? Разумеется, почти никак. Поэтому можно наблюдать, как буквально на глазах растут свалки, которые «завуалировано» называются площадками временного складирования отходов безконтейнерного типа.

— Конечно, заключать договор сельчане обязаны, — отметила Ирина Михайловна. — Сейчас мы даже советуем службам ЖКХ делать это в судебном порядке. Но проблема остается.

Кстати, стоимость услуги по вывозу отходов на одного человека в месяц сравнительно небольшая. Тариф для населения и юридических лиц на эти услуги устанавливают местные исполнительные и распорядительные органы.

Проблемой вывоза мусора интересуются и экологические службы страны.

— За каждым не проследишь, в каждую деревню эколога не поставишь. Сегодня штраф за выброс отходов в неустановленном месте — 11 миллионов рублей. Если получит какой-нибудь сельский житель такой штраф, вся деревня задумается, — отвечает директор УП «Экорес» Анатолий Колб.

Сейчас рассматривается необходимость внесения поправок в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», где будет прописана обязанность для всех граждан заключать договора на вывоз и обезвреживание отходов. Пока же приходится надеяться только на сознательность сельских жителей.

Каждой семье — по контейнеру?

В ряде европейских стран жители платят за количество вывозимых отходов. Каждая семья арендует мусорный контейнер необходимой величины — и если у тебя утилизируют 70 литров отходов, то нужно платить именно за такое количество. К слову, каждый житель держит этот контейнер у себя на участке! И в определенный день, когда приезжает машина, чтобы забрать мусор, его выкатывают на дорогу, а потом вновь возвращают на свою территорию. Получается, что каждый отвечает за свой мусор сам и не говорит, что образовавшаяся свалка — это дело рук соседей. Учат таким образом и вырабатывать меньше мусора, ведь чем больше его вывозится, тем больше нужно заплатить.

В Беларуси же такой системы нет — для всех жителей в пределах одного административного региона одинаковый тариф, который, кстати, заметно ниже, чем в других странах. Схема санитарной очистки для каждого конкретного населенного пункта утверждается местными исполнительными и распорядительными органами. Чаще применяется одна из схем: подомовой объезд граждан по  утвержденному графику или вывоз отходов с определенной периодичностью с контейнерных площадок, оборудованных в общедоступных местах. Может быть принята и комбинированная схема вывоза отходов, которая все же больше применима в крупных поселках и городах…

СВАЛКУ на пересечении улиц Заславская и Приозерная в Ратомке все же ликвидируют, но «мусорный» вопрос в стране останется открытым. Видимо, пока не ужесточится закон или у людей не появится осознание того, что не стоит мусорить там, где живешь.

Подготовила Наталья БОРИСОВЕЦ, «БН». Фото Натальи ГРУДИНСКОЙ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter