Как избавиться от газовой зависимости

Страсти вокруг последней «газовой войны» начинают понемногу утихать. Газпром признал остаток долга за транзит газа и 1 июля подписал с Белтрансгазом дополнительное соглашение к контракту, согласившись с «белорусским вариантом» размера ставки за транзит.

Страсти вокруг последней «газовой войны» начинают понемногу утихать. Газпром признал остаток долга за транзит газа и 1 июля подписал с Белтрансгазом дополнительное соглашение к контракту, согласившись с «белорусским вариантом» размера ставки за транзит. К слову, на этой неделе выяснилось, что недоплачивать за транзит – в обычае российского монополиста. Газпром, оказывается, задолжал и польскому транзитеру EuRoPol Gaz сумму около 180 миллионов долларов, так как в течение четырех лет платил за транзит газа через Польшу по произвольно сниженному тарифу.
Все эти «разборки» хозяйствующих субъектов могли бы население Беларуси в массе своей и не волновать, но во время последнего конфликта дело приняло нешуточный оборот. Россия впервые в качестве «карательной меры» сократила поставки газа Беларуси для собственных нужд, за три дня урезав их на 60 процентов. Если бы спор затянулся, под угрозой оказалась бы стабильность работы сотен белорусских предприятий, а как следствие – пострадали бы и кошельки тысяч их работников.
Вот корреспонденты «Знаменки» и задались вопросом: как наша страна может уйти от газовой зависимости? Ответ на него мы искали вместе со специалистами в области энергетики и читателями нашей газеты.

Сегодня 97 процентов электроэнергии в нашей республике производится с использованием природного газа. Поэтому любые «игры на трубе» чреваты весьма серьезными последствиями для отечественной экономики. Какие источники энергии реально использовать в Беларуси вместо газа?

Проект номер один

Если попытаться как-то ранжировать возможные пути обретения Беларусью энергетической неГазовая война. фотозависимости, то на первое место придется поставить, пожалуй, намеченное строительство белорусской АЭС. Как известно, первую в стране атомную электростанцию планируется возвести на Островецкой площадке в Гродненской области. Сооружаться она будет по проекту санкт-петербургского института «Атомэнергопроект». Генподрядчиком строительства выступит, скорее всего, российское ЗАО «Атомстройэкспорт» – государственная инжиниринговая компания, подконтрольная Росатому. Как сообщил 30 июня, выступая в Парламенте, вице-премьер Владимир Семашко, межправительственное соглашение с Россией на строительство АЭС Правительство Беларуси рассчитывает подписать уже в июле.

Почему же все-таки АЭС я вынесла на первое место? Да потому что, по оценкам специалистов, с вводом ее в эксплуатацию расход природного газа на производство электроэнергии в Беларуси сократится сразу на четверть. Такие данные озвучил на днях заместитель генерального директора Объединенного института энергетических и ядерных исследований «Сосны» НАН Беларуси Анатолий Якушев. В физических объемах годовое потребление природного газа для выработки электроэнергии уменьшится на 4-5 миллиардов кубометров. Исходя из действующих в 2010 году цен на российский газ это высвободит как минимум 700 миллионов долларов бюджетных средств. А ведь цена на газ год от года только растет.
Не секрет, однако, что в белорусском обществе сохраняется доля настороженности в отношении этого проекта (не говоря уж о том, что есть и ярые противники строительства АЭС). Оно и понятно – наша страна более других пострадала от аварии на Чернобыльской АЭС, до сих пор преодолевает ее последствия. Но с другой стороны, не случайно же сегодня говорят о «ренессансе» атомной энергетики во всем мире. Вот и парламент Швеции, в которой проблемам экологии уделяется серьезнейшее внимание, в середине июня снял введенный 30 лет назад мораторий на строительство в стране нГазовая война. фотоовых ядерных реакторов. Оно будет вестись параллельно с закрытием старых. В Швеции, кстати, 50 процентов электроэнергии производится на четырех АЭС.

Авария на ЧАЭС вынудила все страны, где развивается атомная энергетика, пересмотреть подходы к обеспечению безопасности АЭС.

– За этот период благодаря целенаправленной работе ученых, конструкторов, материаловедов, экологов и других специалистов уровень безопасности современных АЭС поднялся на три порядка, – рассказывает научный сотрудник ОИЭЯИ «Сосны» Валентина Брылева. – За прошедшие 24 года ни на одной действующей атомной станции, включая энергоблоки чернобыльского типа, серьезного сбоя в работе АЭС не произошло.

С технической точки зрения, поясняет специалист, обеспечение безопасности АЭС заключается в том, что на пути распространения радионуклидов во внешнюю среду выстраивается ряд преград – защитных барьеров безопасности. Они организуются по принципу «защита в глубину», т.е. при нарушении целостности одного барьера защитные функции принимает на себя следующий. Также разрабатывается система технических мер для сохранения целостности барьеров.

Что касается воздействия АЭС на человека, то Валентина Брылева приводит такие данные. В настоящее время годовая доза ионизирующего излучения за счет естественного радиационного фона в нашей республике составляет для местного населения 1,5-2 миллизиверта (мЗв). За счет влияния АЭС к ней может прибавиться около 0,005 мЗв. Для сравнения – годовая доза при ежедневном просмотре ТВ в течение трех часов составляет около 0,001 мЗв. При этом оценочные риски для населения, связанные с атомной энергетикой, как подсчитали ученые, сопоставимы с рисками гибели от стихийных бедствий.
В любом случае, думается, последние события заставят многих скептиков пересмотреть свое отношение к проекту строительства АЭС.

Рогатые источники энергии

Да-да, оказывается, корова – это не только энное количество мяса и молока, но и ценный энергетический ресурс. Собственно, не сама корова, а, так сказать, продукты ее жизнедеятельности.
– Мы тратим огромные деньги на покупку углеводородного сырья, но многие годы не думали о том богатстве, которое у нас буквально под ногами, – сетует заведующий кафедрой инженерной экологии Международного экологического университета имени А.Д.Сахарова, кандидат технических наук Василий Газовая война. фотоПашинский. – Я говорю об отходах сельскохозяйственного производства, в частности животноводства. У нас в стране не так давно пришли к тому, что навоз и помет, которые в обилии имеются на любой ферме, можно использовать не только в виде удобрения. Современные технологии позволяют перерабатывать эти отходы, получая биогаз, который на 70 процентов состоит из метана и на 30 – из углекислого газа. А в процессе дальнейшей переработки можно получить и чистый метан, который, собственно, и является сегодня основным источником электрической и тепловой энергии.

Василий Пашинский – активный сторонник развития биоэнергетики в нашей стране. Для этого у нас, можно сказать, идеальные условия: высокая концентрация сельского хозяйства, наличие крупных животноводческих и птицеводческих комплексов. По расчетам специалистов, одна корова в год «производит» количество отходов, достаточное для генерации 3 тысяч кВт/ч энергии. А этого, в свою очередь, хватает, чтобы обеспечить электроэнергией одну семью в сельской местности.
Как поясняет эксперт, преимущества этого направления энергетики также в том, что внедрение биогазовых установок, помимо очевидной экономии валюты, позволяет еще и снизить нагрузку на национальную экосистему. Из навоза и других подобных отходов, которые просто складируются для последующего использования в качестве удобрений, в любом случае выделяется метан. А это именно тот газ, который разрушает озоновый слой. В процессе же переработки отходов для получения энергии метан сжигается. Остается углекислый газ, который поглощают трава, деревья, другие растения, выделяя затем в результате фотосинтеза кислород.

Помимо отходов от рогатых и пернатых, в биоэнергетике используют древесное топливо. Здесь у Беларуси также серьезный потенциал, считает Василий Пашинский. У нас 38 процентов территории покрыто лесами. При этом ежегодный прирост лесных плотных групп порядка 25 миллионов кубометров. И это ведь возобновляемый ресурс, в отличие от тех же углеводородов, подчеркивает эксперт. То есть фактически ежегодно мы могли бы сжигать 25 миллионов кубометров древесной биомассы без ущерба для национальной экосистемы. К слову, если использование других альтернативных источников энергии пока обходятся дороже газа, то «древесная биоэнергия» уже сегодня дешевле.

– К счастью, страна, похоже, очнулась от долгой спячки, – радуется Василий Пашинский. – Жаль, конечно, что не в последнюю очередь из-за участившихся газовых споров. Но здесь главное – результат. В настоящее время у нас уже успешно действуют три биогазовые установки, на подходе еще почти полтора десятка.

Призовем на помощь солнце, ветер и воду

На второе место после биоэнергетики с точки зрения имеющегося потенциала и целесообразности развития в Беларуси ученый ставит ветряную энергетику. «Ветер – это бесплатная энергия, мы его ни у кого не покупаем. А потому глупо не использовать такую возможность», – убежден Василий Пашинский.
Сегодня в стране установлено около полутора десятков ветроэнергетических установок. Два самых больших ветряка стоят в поселке Занарочь Минской области – их суммарная мощность 850 кВт. Такой мощности достаточно для обеспечения энергией 170 семей.

Среди проектов, которые планируется реализовать в ближайшем будущем, – строительство ветропарков в Новогрудском районе («Гродноэнерго» уже заключило договор с итальянской фирмой) и в Дзержинском районе. В последнем должен появиться ветропарк номинальной мощностью 160 МВт. Возвести его на собственные средства готовы немцы, они же будут затем эксплуатировать ветряки, нести ответственность за их исправность, надежность и т.д. Иными словами, фактически это будет частная ветряная электростанция, собственник которой произведенную энергию будет продавать государству в лице Минэнерго для поступления в республиканскую энергосистему. А уже государство затем будет продавать ее конечному потребителю.

Знающие люди возразят: энергия, вырабатываемая ветряными установками, слишком дорога. Это правда: себестоимость такой энергии выше. Например, вышеупомянутые немецкие инвесторы предлагают продавать в энергосистему 1 кВт/ч за 11,5 евроцента. По курсу Нацбанка на 30 июня это около 423 рублей. Граждане-потребители сегодня, как известно, платят 173 рубля за 1 кВт/ч. Тариф для юридических лиц выше. Но в развитых странах мира, где активно продвигают альтернативную энергетику, государство приобретенную у производителей энергию продает потребителям по более низкой цене, чем купило само. И Беларусь не исключение из этого правила: электроэнергию, получаемую от возобновляемых источников энергии (ВИЭ), государство продает на 30 процентов дешевле той цены, по которой ее приобрело.

Другие ВИЭ, за которыми, по мнению Василия Пашинского, будущее, – вода и солнце. Что касается гидроэнергетики, то возможности ее развития в Беларуси в известной мере ограничены. «У нас равнинная местность, и мы, конечно, не можем везде поднять уровень воды и затопить всю страну для получения нужного нам объема энергии, – говорит эксперт. – Но даже имеющийся у нас потенциал мы используем процента на три». В республике действует 30 мини-ГЭС установленной мощностью 13 МВт. Между тем, по подсчетам специалистов, технически доступная мощность водопотоков Беларуси – 520 МВт, а экономически целесообразная – 250 МВт. То есть потенциал для развития огромный.
Понимают это и в Правительстве, поэтому интерес к строительству мини-ГЭС в последнее время заметно активизировался. Совсем недавно, к примеру, в Минске была запущена в эксплуатацию мини-ГЭС на Чижовском водохранилище. Ее установленная мощность 320 кВт, а среднегодовая выработка энергии 1,68 миллиона кВт/ч. Это неплохое подспорье даже для такого крупного города как белорусская столица. В ближайших планах – строительство каскадов ГЭС на Западной Двине (каскад из трех станций) и Днепре (каскад из шести станций).

Наконец, нельзя списывать со счетов и солнечную энергетику. Кто-то возразит: Беларусь не Испания – у нас солнечных дней в году по пальцам перечесть. Однако современные фотоэлектрические панели способны производить электроэнергию при любом освещении, хотя, конечно, максимального КПД достигают под лучами яркого солнца.

Сегодня это, пожалуй, самый дорогой способ получения энергии. Прежде всего, потому, что дороги сами фотоэлементы. Для их производства используется кремний, который в чистом виде в природе не существует, а для его получения применяют дорогостоящие технологии. В результате установленная мощность всего в 1 Вт обходится в 5 долларов. Но ученые, в частности российские, сейчас занимаются изысканием иной элементной базы для изготовления фотоэлементов, применение которой позволит сделать их значительно дешевле. Прогнозируется, что такие изобретения появятся в течение 5–10 лет.
Но уже сегодня в Беларуси есть примеры успешных проектов применения солнечной энергии – жилой дом в столице на улице Жуковского, корпус Экологического университета на улице Долгобродской. Установленные на крышах этих зданий фотоэлектрические панели доказали свою жизнеспособность в наших капризных метеоусловиях.

Овчинка выделки стоит

Рассуждая о дороговизне альтернативной энергетики, нужно не забывать о том, что традиционные источники энергии ограниченны, подчеркивает Василий Пашинский. По оценкам специалистов, разведанных запасов газа хватит лет на 40–50, каменного угля – на 200. Поэтому они постоянно дорожают, добывать их становится все сложнее. Конечно, изыскания новых месторождений ведутся, продвигаясь все дальше в сторону Южного и Северного полюсов. Но представьте себе расходы на транспортировку с таких «окраин мира». К тому же добыча сырья со дня океана может обернуться новыми экологическими катастрофами, свежий пример – авария в Мексиканском заливе.
Себестоимость же энергии, получаемой от ВИЭ, многие годы остается на том же уровне и имеет хорошую перспективу к снижению по мере раз-вития технологий. Можно предположить, что не в столь уж отдаленном будущем стоимость энергии, производимой с помощью возобновляемых и традиционных источников, сравняется. Так что, развивая «альтернативу» сегодня, мы, можно сказать, строим свое энергетически независимое завтра.

Ольга КИСЕЛЕВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН», БЕЛТА
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter