Что для одних - абсурд, для других – праздник. И наоборот

Кафка – рядом…

За событиями у соседей, через пролив и за океаном, какой-то незамеченной оказалась новость: Марине Золотовой (той самой с ТУТ.бая) вручили премию «Гонар журналiстыкi» имени Алеся Липая. Про Липая – ничего, согласно принципу. Про учредителя премии, компанию БелаПАН, имеет смысл лишь заметить, что для появления «премии имени» могло бы пройти и побольше времени. Но тут все зависит от чувства меры и такта. 

Чтобы стать «гонарам», нужно, как пишут, «совместить профессиональные достижения с гражданским действием». Что в свою очередь предполагает: журналист-лауреат должен не только занять определенную сторону. Но и действенно это продемонстрировать. Уважаемому, так сказать, авторитетному жюри. Вопрос, как это вообще соотносится с журналистской этикой, по-видимому, не волновал никого из (немногочисленных) присутствовавших на «церемонии». В том числе и немедленно перепечатавших «новость» с виду профессионалов из БАЖ. 

«Достойное, мужественное и грамотное поведение Золотовой на суде позволило публично продемонстрировать всю абсурдность…» - вот пример «гражданского действия», как его понимают в также уличенной в использовании чужого компании БелаПАН. Ох, простите, чужим пользовалась не вся компания, а только главный редактор БелаПАН И.Левшина и одна журналистка Т.Коровенкова, конечно же, извините, компания тут совершенно ни при чем. Не при делах. Может учреждать и присуждать. 

Тогда - о людях. Как называют человека, который был осужден по уголовной статье? Невинно пострадавший, незаконно осужденный, за других потерпевший – и так тоже называют. Но только в случае, если апелляция была удовлетворена, дело пересмотрено, назван другой главный виновник. Ничего подобного после вынесения приговора Золотовой не было. Следовательно, «уголовник», как по-другому?

А того, кто признал вину, добровольно погасил ущерб и сам заплатил штраф, как называть? Ирину Левшину, к примеру? Наверное, «виноватой». И, наверное, «раскаявшейся» в том, что «тырила информацию». Не раз и не два, сознательно и обдуманно. Так же, как писала и заявление о признании себя таковой. Как с названием-то? Давайте пусть будет – «оступившийся».

И вот на больших цветных фотографиях и видеороликах оступившаяся под хлопки вручает премию уголовнице… В стенах родственного, скажем так, учреждения. Имени своего основателя. Просто фантасмагория какая-то. Кое-кто, быть может, даже скажет: Кафка. 

Но нет, молчит наш самый большой специалист по абсурду и Кафке, тоже писатель Мартинович. Не самый это выигрышный, похоже, пример абсурда. Ему, пожившему в «европах», наверное, виднее. И надо полагать, именно так и должно обстоять дело в по-настоящему цивилизованной стране: кукушки хвалят петухов, те в ответ осчастливливают кукушек. А «поголовье белорусов», как его называет автор, которое «за забором», - тех это вообще не касается. Не их это праздник. 

И придется с эстетом Мартиновичем согласиться. Ибо премия обычно отражает тактичность и искренность, правдивость и объективность как учредителя, так и лауреата. И вкус, разумеется. 

Так что и правда, не наш это праздник. 

P.S. Что до вкуса, он развивается в зависимости от избранного образца. Напомню, что в 2009 году «мировая демократическая общественность» присудила премию мира Бараку Обаме. Пацифисту, при ком воинский контингент только в Афганистане мгновенно увеличился чуть не втрое. Миротворцу, стоявшему у истоков войны в Сирии, в Ливии… Как говорится, с кем поведешься. 

 mukovoz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter