Кадры, которые решают

Две стороны одной проблемы
Две стороны одной проблемы

За годы реформирования здравоохранения повестка дня обновлялась не единожды, но один вопрос засел в ней прочно, как гвоздь, — «дефицит кадров». Даже минские поликлиники терапевтами, педиатрами и участковыми укомплектованы лишь на 63 процента, каждый пятый специалист — уже пенсионер. «Это самый опасный кризис здравоохранения», — столь жесткую оценку ситуации дал на днях председатель комитета по здравоохранению Мингорисполкома Дмитрий Пиневич и предложил целый комплекс мер. Нашлось место и прянику, и кнуту.

Почему зияет «кадровая брешь»? Ответ для минских властей очевиден: у выпускников медицинских вузов просто нет мотивации для работы в государственном здравоохранении. Тем более в поликлинике, где с молодого доктора много требуют, мало платят (в среднем всего–то 350 — 370 тысяч рублей) и никак не помогают с жильем. Выход напрашивается сам собой — это и введение надбавок к зарплатам, и выделение квот на строительство квартир, и заключение договоров срочного найма, и предоставление общежитий... Меры популярные, и здесь у Дмитрия Пиневича нет оппонентов. А вот предложение ужесточить лицензионные требования воспринято как самый настоящий «кнут». Уже пошли разговоры ни много ни мало о «новом раунде противостояния государственной и негосударственной медицины». В Минске, напомним, в государственной работают 7 тысяч врачей, в частной — 3 тысячи. Это сосуды сообщающиеся, причем не секрет, в каком направлении идет отток специалистов. Здесь интересы врача, который ищет где лучше, и государства, бьющегося над кадровой проблемой, не совпадают. Компромисс предлагается такой: в частных медцентрах должны работать только специалисты с первой и высшей квалификационной категорией. «Не скрою, на медицину сегодня немало нареканий. Да, много жалоб на очереди, на работу МРЭК, на то, что трудно попасть в больницу. Но с другой стороны, мы часто сталкиваемся и с претензиями в адрес частного сектора, — подчеркивает Дмитрий Пиневич. — Сам за себя говорит факт, что треть наших проверок деятельности коммерческих структур заканчивается тем, что материалы направляются в Минздрав для прекращения действия лицензии на медицинскую деятельность. Поэтому мое глубокое убеждение: надо четче определить рамки для работы частных фирм. Не дело, когда, отработав в поликлинике три года, молодой доктор бежит в коммерческий центр. Медицина — это искусство. И коль скоро речь идет о платной медицине, о немалых деньгах, которые берутся с пациента, то должен быть налажен жесткий превентивный контроль ее качества».

Медики–частники отреагировали так: разве справедливо снимать очередную стружку с коммерческого сектора, закрывая при этом глаза на квалификацию специалистов в поликлиниках?! «Я с позицией комитета по здравоохранению согласен на 150 процентов. Без сомнения, к любому врачу, работающему в коммерческой структуре, требования должны быть выше, и намного, — уверен главный врач 34–й минской поликлиники Дмитрий Шевцов. — А то ведь что происходит? Один врач получает первую или высшую категорию, открывает «под себя» центр, а прием ведут специалисты уровнем ниже. В поликлиниках, бывает, тоже работают доктора без категории — вчерашние выпускники. Но ведь первые два года — под неусыпным контролем заведующего отделением!»

Дебаты, впрочем, открывать рано. В разговоре с корреспондентом «СБ» Дмитрий Пиневич уточнил: «Ни о какой перерегистрации фирм речи пока не идет. Я высказал свое личное мнение. Да, жесткое. Будут ли лицензионные требования ужесточаться и как именно — это уже компетенция Минздрава».

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter