Кадровые решения Президента

Президент рассмотрел кадровые вопросы и назначил:

Ермоловича Максима Леонидовича — министром финансов;

Каранкевича Виктора Михайловича — министром энергетики;

Мирончика Дмитрия Леонидовича — Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Королевстве Норвегия по совместительству;

Астапенко Владимира Аркадьевича — Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Республике Парагвай и Республике Перу по совместительству.

Президент также дал согласие на назначение:

Рыбакова Андрея Алексеевича — председателем Белорусского государственного концерна по нефти и химии;

Алексиной Елены Ивановны — председателем Гомельского райисполкома;

Горлова Юрия Николаевича — председателем Молодечненского райисполкома;

Колесеня Дениса Сергеевича — председателем Столбцовского райисполкома;

Мартиновича Дмитрия Васильевича — председателем Быховского райисполкома;

Засемчука Леонида Ивановича — председателем Климовичского райисполкома;

Рогожника Александра Николаевича — генеральным директором ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод»;

Зарембовской Ирины Артуровны — директором ОАО «Брестский электроламповый завод»;

Ребковца Ивана Григорьевича — заместителем министра транспорта и коммуникаций;

Сикорского Артема Игоревича — директором Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций;

Бондарева Игоря Николаевича — генеральным консулом Республики Беларусь в г. Дубае (Объединенные Арабские Эмираты);

Гладышева Сергея Сергеевича — членом Брестского облисполкома;

Неверовского Александра Викторовича — членом Гродненского облисполкома;

Михалюка Павла Рышардовича — членом Гродненского облисполкома;

Терехова Александра Александровича — членом Могилевского облисполкома.
Фото БЕЛТА

Напутствуя новых руководителей, Президент напомнил о ключевом своем требовании, которое озвучил недавно, принимая решения о перестановках в Правительстве:

— Нужен результат. Нужна дисциплина. Это фактор нашей независимости. От этого зависит развитие экономики. Самое страшное, за что мы должны бояться — в кавычках, — это экономика. Других нет проблем в нашем обществе. Все остальное мы держим жестко на контроле, и то, чего нет, мы купим. Экономика прежде всего... Ну и смотрите — люди. У нас других людей нет и не будет, и грех нам еще обижаться на наших людей. Они разные. Но в основном это неплохой народ и жаловаться нам на белорусов нечего. Надо смотреть на себя. Они могут сделать все. Но их нужно организовать... Никогда я не принимал кадровых решений исходя из личной преданности: профессионализм, любовь к народу, болеть за то, чтобы государство процветало.

При назначении Максима Ермоловича министром финансов Александр Лукашенко обратил внимание на то, что и его предшественник — хороший специалист:

— Он пропасть не должен. Ни в коем случае нельзя загубить такого специалиста.

Новому министру надлежит сосредоточиться на решении накопившихся проблем, которые касаются в том числе сотрудничества с Россией и другими странами:

— И на внешних финансовых рынках надо работать. Денег сейчас море и в Европе, и в Америке. Вы знаете, с каких рынков высвобождаются деньги. Надо просто шевелиться вместе с банкирами. Помните, что Национальный банк — это структура, которая должна работать в русле политики Правительства. А Правительство выполняет тот прогноз, те планы, которые утверждены Президентом с вашей подачи.

Напутствие министру энергетики Виктору Каранкевичу такое:

— Что касается министра энергетики... Ты знаешь, за что он уволен. Если министр недисциплинирован, если он, напившись, не приходит на работу, то какой он министр?

Энергетика — особая отрасль. Это больше, чем армия. Ты ее знаешь. Бери в руки и действуй. Ты министр, тебе могут только рекомендовать, подсказывать. Даже Премьер–министр не может министром управлять — это коллегиальный орган. Это Президент может прийти и сказать: сделай так. Но я ни к одному министру не прихожу и не говорю так, пока сам не изучу проблему, с ним не договорюсь, не согласую в Правительстве со специалистами. Так было всегда.

Председателю Белорусского государственного концерна по нефти и химии Андрею Рыбакову рекомендовано подумать над возможной трансформацией отрасли:

— Возможно, вам придется сформировать еще одного «монстра» в Беларуси как единый энергетический центр: это и электричество, это нефть, это природный газ и прочее. Поэтому нацеливайтесь. Но на этом этапе я решил не торопиться: не горит... Вы работали с нынешним вице–премьером. Это не значит, что вы завтра будете рапортовать, как это было вчера, когда вы были заместителем. Вы самостоятельный министр, самостоятельный человек. Вы отвечаете за политику по нефти и химии. У нас нефтехимическое производство колоссальное, не мне вам рассказывать, поэтому будем его развивать. В то время как вокруг пытаются все позакрывать, на рынке это будет востребовано. И это не только «Могилевхимволокно» и строительство на «Гродно Азоте». Поэтому имейте в виду: вы отвечаете прежде всего. И вы должны это контролировать.

Согласовывая назначения руководителей местных органов власти, Президент обратил внимание на важность развития районов при областных центрах:

— Областные районы будут определенными бульдозерами в расчистке тех завалов, которые накопились. Прежде всего в сельском хозяйстве. Да и промышленность обычно в таких районах немалый удельный вес занимает.

Председателю Гомельского райисполкома Елене Алексиной Александр Лукашенко адресовал такие слова:

— Я работал в свое время в районе руководителем хозяйства, когда этот район возглавляла женщина. Мне до сих пор женщин жалко, когда они возглавляют район. Но тогда она была первым секретарем райкома партии и был председатель исполкома. Сейчас на ваших плечах все... Это сельский район с такими огромными функциями и полномочиями. Вы еще и поэтому попадете в фокус внимания не только Президента, но и общества, средств массовой информации. Поэтому хотелось бы, чтобы вы к этому были готовы. Спрос же одинаковый будет со всех. Нужен результат. Дай бог, чтобы было нормально.

О ротации в руководстве Столбцовского и Молодечненского районов Президент принял решение некоторое время назад, посоветовавшись с руководителем Минской области. Развитие подобных населенных пунктов надлежит увязывать с недавними выводами, сделанными в Орше, и поставленными там задачами:

— Очень важен Молодечно. Это непростой регион. Конечно, подвижки там есть, но сказать, что я абсолютно доволен развитием Молодечненского региона, — это не так. Много сейчас говорят об Орше, Борисове. Там мы уже начали революцию, образно говоря. Соответствующие действия придется осуществлять на отдельных предприятиях, в социальной сфере и в Молодечно. Хоть меня и убеждает председатель облисполкома, что Молодечно — это крепкий город, крепкий регион. Я все это понимаю. Для меня это очень важный город и регион. Тем не менее мы по этим крупным городам обязательно пройдемся. Очень сильно.

Президент акцентировал внимание на том, что с Орши только начинается масштабная работа с такими городами:

— Конечно, Орша — это самый отстающий регион из числа таких городов. Почему мы за него и взялись. Не потому, что я там родился. Не в этом дело. Я родился во всей Беларуси. Для меня сейчас каждая деревенька начиная от Волковыска до Горок, Верхнедвинска, Пинска, Турова — для меня все родное, близкое. Дело в том, что Орша очень отстающий регион, имеющий огромную промышленную базу. И когда чиновники следом за мной поехали туда, они уже убедились, что на этот регион нельзя было не обратить внимание. Но я уже сказал, что это такой пилотный проект. Следующими будут Борисов, Барановичи, Молодечно, Лида, Пинск и другие подобные города. Даже Мозырь, Солигорск, хоть там и дай бог каждому так развиваться, все равно мы обратим на них серьезное внимание. Это точки нашего роста. И с этой точки зрения Молодечно для нас очень важен. Я вам советую присматриваться к тем революционным преобразованиям, которые у нас осуществляются в Орше, в Борисове и в других городах, обмениваться опытом, но главное — это материальное производство. Более–менее в Молодечно мы порядок навели. Хотя надо дальше двигаться в обустройстве социальной сферы. Но главное — промышленные предприятия. Не обходите ни одно промышленное предприятие — это все ваши. Не важно, какой собственности: республиканской или коммунальной. Это ваши предприятия. Вы за них отвечаете. Теребите верховные органы власти: министра промышленности, Правительство. Все предприятия надо приводить в чувство.

По оценке Президента, большую динамику надо придать развитию Быховского района. Напутствие новому руководителю Дмитрию Мартиновичу:

— Быховский район на меня впечатления не произвел. Садитесь и думайте, как развивать этот район. Что мы там будем делать. К Быхову надо более повышенное внимание. Хлеб нелегкий. Но учитывая, что вы идете с Климовичей, где тоже проблем немало было, вы человек уже обстрелянный. Надо будет очень серьезно напрягаться.

Александр Лукашенко распорядился внести рабочую поездку в Быховский район в его график на будущий год.

В адрес главы Климовичского исполкома Леонида Засемчука прозвучали такие слова:

— Хорошо, что мы сразу направляем руководителя в Климовичский райисполком. Хороший район. Хлебный может быть район. Там надо развернуться. У вас для этого есть все.

Немало проблем, на взгляд Президента, на Минском моторном заводе:

— Честно сказать, у меня такое ощущение, что мы провалили это направление. Мы машиностроительная страна, а двигатели покупаем со всего мира. Используем и моторного завода двигатели, но столько новинок показывали, когда я был на моторном заводе, столько было надежд... Но куда ни приеду: чей двигатель? «Детройт», «Камминз», еще какие–то предприятия называют немецкие, американские. Но у нас же свой моторный завод. Поэтому надо смелее браться и реализовывать самые смелые проекты. Я жду от Минского моторного завода разительных шагов. Это узловое предприятие. Не можем мы, не развивая собственное производство двигателей, быть машиностроительной страной. И эти двигатели должны стоять вровень с лучшими мировыми образцами. Такую задачу надо ставить и действовать. Не надо бояться. Может быть, завтра не получится — послезавтра пойдет. Не все сразу получается.

Ряд поручений дан при согласовании Ирины Зарембовской на должность директора ОАО «Брестский электроламповый завод»:

— Это должно быть перспективное предприятие. Это не те лампы накаливания, или, как их называли, «лампочки Ильича». Это уже сегодня светодиодное производство и прочее. А может быть, что–то и дальше, и больше. Надо обновить это производство. Оно нам очень нужно. Опять же импортозамещение — мы огромное количество покупаем осветительных приборов за рубежом. Занимайтесь не только электроламповым производством, но и смежными производствами. Вплоть до настольных приборов, лампы, люстры и так далее. Это ближе вам для того, чтобы поднять и развить это производство.

Как всегда, при принятии кадровых решений Президент обратил внимание на ряд системных моментов, которые в обязательном порядке должны взять на заметку все руководители. Так, при оздоровлении проблемных предприятий Александр 

Лукашенко настоятельно рекомендует за основу брать задачи импортозамещения:

— Примеры же есть хорошие. Возьмите Александра Шакутина (речь о холдинге «Салео», специализирующемся на выпуске гидравлики. — Прим. ред.). У нас с гидравликой всегда были проблемы. Он взялся за это, и худо–бедно мы имеем неплохую гидравлику. А это огромный пласт импортозамещения... Есть же опыт. Почему мы не можем взяться на Оршанском инструментальном? На 50 млн импортируем инструмента. Осваивайте это. Более того, на каждом почти машиностроительном предприятии типа БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ создали свои инструментальные цехи. Зачем? Давайте крупный завод поднимем, там будем производить для всех.

То есть эти (проблемные. — Прим. ред.) предприятия должны идти путем импортозамещения, чтобы мы не покупали все комплектующие изделия по импорту, а у себя максимум производили. Радуемся, что у нас есть свой трактор МТЗ, а давайте посмотрим, сколько там локализации в Беларуси, каков там удельный вес... Ладно металл — всегда будем покупать. А все остальное?

Привлекаемые на модернизацию кредитные ресурсы надлежит в первую очередь сосредоточить именно на таких импортозамещающих направлениях:

— Не только в гиганты, а именно в это, чтобы обеспечить импортозамещение. Но лучше всего, конечно, поднимать эти предприятия на их собственной базе. Там остались люди, которые имеют понятие, что такое инструмент, колесо, шина и так далее... Лучше эту продукцию развивать потому, что там школа, там есть люди, и модернизацию легче осуществлять, чем полностью перепрофилировать производство. На это надо ориентироваться.

Президент также не стал скрывать, что кадровые решения относительно высоких руководителей скорее всего не последние:

— Мы еще вернемся ко многим должностным лицам, и не только в Правительстве, которые сегодня не дают результата. Или не работают по тем принципам, которые определены мною.

При этом особое возмущение у Александра Лукашенко вызывают факты пьянства в среде управленцев:

— Мне стыдно об этом было говорить, но многие руководители, которых я отправил недавно, за воротник закладывали прилично. Я ведь не контролирую вас: с кем вы выпиваете, с кем вы в баню ходите, с кем вы разговариваете. На здоровье. Вы руководители, вы должны все это уметь. Но что касается пьянки, то вы должны знать: с кем, где и сколько, как в народе говорят. Если вы это чувство теряете — вы не руководитель. И вот по этой причине нам придется с некоторыми в ближайшее время расстаться. Они не понимают, где они работают. И я это говорю не столько даже для вас, а для жен тех пьяниц, которые скоро останутся без портфелей. Они там все это видят, но остановить не могут или не хотят. А потом, когда мужья теряют портфели, начинают рыдать. А чего рыдать? Ко мне претензии не надо предъявлять. Я открыто и честно сказал о своих принципах и требованиях. Люди это слышали. Проголосовали за Президента — будьте добры придерживаться этих принципов. Пьяница — это не руководитель. Если он сегодня напился до потери пульса, через день или каждый день — он назавтра не работник. Он ходит и думает, как бы где опохмелиться. Поэтому, если выпиваете — знайте свою меру. И вы должны представлять, во имя чего вы пьете. Если это для дела — надо с кем–то встретиться, по рюмке выпили, поговорили — деловой разговор — ну ради бога. Но вы должны знать, что мы на виду у людей. Они нам не простят, если мы оступимся даже по мелочам... Наряду с неисполнительностью, с недисциплинированностью этот вариант пьянства вообще неприемлем в руководстве. Я не говорю о том, что все святые и рюмку не умеют и не должны в руках держать. Нет. Я не об этом. Я говорю о пьянстве и о пьяницах. Их в руководстве не будет. И я это говорю тем, кто в интернете, в средствах массовой информации начинает стенать и выстраивать некую конспирологию по поводу замен тех членов Правительства и некоторых должностных лиц, которые произошли. Еще раз хочу подчеркнуть: на меня обижаться не надо. Просто надо сесть вместе со своими мужьями и посмотреть, как они работают. Пусть они расскажут в семье, женам.

Впрочем, иной раз приходится расставаться и с людьми, не запятнавшими себя аморальным поведением. Президент признал, что такие кадровые решения даются ему нелегко:

— Я действительно переживаю, когда приходится человека отправлять с должности. Для меня это трагедия, можно сказать. Поэтому я в какой–то степени сегодня оправдываюсь. Они в какой–то степени, в какой–то части неплохие руководители. Говорят, вот Владимир Ильич Семашко старый и больной. Никакой он не старый и не больной. Голова у него на плечах приличная. И нам люди нужны. Может, в каком–то более узком сегменте, на линии прорыва, на конкретных участках. Ни он, ни Матюшевский, никто не должны, если они не коррупционеры и не бездельники, не должны остаться вне поля нашего внимания. Мы их должны использовать во благо нашего народа и государства. Это касается всех. И Вовка. (В.Вовк — экс–министр промышленности. — Прим. ред.) Он же был хорошим руководителем предприятия. Но где–то, мы знаем почему, он не сработал... Никто не должен обижаться и думать, что он останется не у дел. Если у кого–то есть желание работать — хомут на шею мы повесим в любой момент и пусть тащат.

Особый акцент Александр Лукашенко сделал на том, что перестановки в Правительстве выверенные и тщательно продуманные. В их основе естественный процесс омоложения управленческих кадров:

— Идет обсуждение: вот это такое техническое (Правительство. — Прим. ред.). Оно до выборов и так далее. Поверьте, назначая вас и других, я не думаю, что вы доживете до выборов, а потом всех поменяем. Глупость несуразная. 

Я, наоборот, хочу, чтобы вы и после выборов, и после меня работали. Ведь вы — это новое поколение руководителей. 

Вы на 20 — 25 лет моложе нынешнего поколения руководителей. И это естественно. Должно быть обновление, не должно быть застоя. Застой в экономике, обществе начинается с застоя в кадровой работе. Как только застой среди нас — все. 

Жди застоя в экономике, обществе и краха. Поэтому вполне естественно, что вы, нынешнее поколение руководителей, на 20 — 25 лет моложе. Это нормально. 

Ниже уже брать планку нельзя. Потому что у них не хватит опыта. А вам надо набираться дальше опыта и расти. 

Вы за страну будете отвечать. Поэтому не надо рассматривать ни одно из произведенных мною назначений, что это вот до выборов. Наоборот. Я хочу, чтобы вы показали свой профессионализм до выборов и чтобы люди почувствовали, что с этими людьми можно иметь дело. И если мы вместе пойдем на выборы, то это уже будет плюс в мою сторону. Поэтому нет здесь цели до выборов. Другие будут, если не будет результата. Если вы будете нарушать моральные принципы руководителя, что обществу никогда не будет приемлемо. Один из принципов я уже назвал. А еще очень важно — это справедливость. 

Вы должны быть абсолютно справедливы. Белорусы никогда не потерпят несправедливости. Это глубочайшая черта славянского народа. А тем более белорусов. Я вас очень прошу помнить об этом. Это мое принципиальное требование.

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter