«Каб жыццё поўнiлася шчасцем»

6 февраля в православных храмах почитают преподобную Ксению. А в традиционном народном календаре — это «Аксiння–паўхлебнiца». В прежние времена в крестьянских домах к этому времени заканчивалась первая половина запасов хлеба и вообще всего необходимого как для самого человека, так и домашних животных, припасенного в прошлом сельхозсезоне. Если подсчитать, то до всхода новых озимых зерно пролежало тоже как половину положенного срока.


Вообще, что касается понятия «половина», здесь традиционно существовали два условных подхода — половина первая и половина вторая. Первая половина обычно ассоциируется с полнотой закромов, изобилием припасов–запасов, количество заготовок радует глаз, вселяет уверенность в завтрашнем дне и позволяет надеяться на успешный исход долгой студеной поры. В свою очередь, вторая половина, а в данном контексте — вторая половина зимы, подводит людей к пониманию того, что вскоре уже будет «видно дно». И тогда удовлетворенность сменяется беспокойством, которое заставляет хозяев быть внимательнее, тщательнее все считать, распределять, экономить, чтобы спокойно дотянуть до нового урожая.

В народном представлении «полное» и «пустое» находятся в бинарной оппозиции. «Полное» всегда ассоциируется с богатством, достатком, а «пустое» — с нищетой, «галечай». Очень часто в народе понятие «полное» связывалось с соответствующей четвертью Луны, полнолунием. Особенно внимательно к этому относились при важных работах и начинаниях, при выгоне в первый раз животных «на пашу», осмотре «засекаў» перед началом пахоты. Под «поўню» все эти работы и начинания гарантировали успех. И хотя к молодому месяцу — «маладзiку», похожему на тоненький серп, в Беларуси отношение сложилось, можно сказать, почти трогательное, тем не менее начинать все дела у нас старались именно «пад поўню». Уж слишком тоненьким, ненадежным выглядит «маладзiк». А все «поўнае», наоборот, оно большое и связывается с понятием «много»: полное ведро воды, полный воз дров, полная охапка сена... Кстати, на «полность» примет обращали особое внимание, находясь в пути, при начале какого–нибудь дела. Понятия «полное — пустое» легли в основу многих действий, породили особые правила, которых старались придерживаться. Например, в случае «пазыкi» нельзя отдавать назад пустую посуду, бутылку, ведро. Непременно нужно положить туда кусочек хлеба и несколько кристалликов соли. Во время сватовства невеста в знак согласия на будущее замужество и пожелания благополучия будущей родне, по приезде сватов, отдавала бутылку «гарэлкi», куда непременно насыпала «жменьку зярнятак». Перед выездом «да вянца» коню под ноги выливали целое ведро воды — как символ плодородия и самой жизни. Встречали молодых тоже с полными ведрами воды — «каб жыццё поўнiлася шчасцем». Во время «варажбы на замужжа» девушки вытягивали соломинки с наново «пакрытай страхi»: если соломинка оказывалась с полным колосом, это обещало такую же «заможную», наполненную «усялякiмi добрасцямi» жизнь в браке.

В этот день обращали внимание и на метеопроявления. Если стоит непогодь, дорогу заметает снегом, значит, зима задержится надолго и все запасы в кладовых и погребах «падмяце». Еще говорили: «Якая Аксiння, такая i вясна».

7 февраля чествуют святителя Григория Богослова и икону Божией Матери «Утоли моя печали». В отношении погоды делают долгосрочные прогнозы: какой день с утра и до полудня, такой будет и первая половина уже следующей зимы, соответственно другая половина суток характеризует ее вторую половину.

Советская Белоруссия № 23 (25158). Пятница, 3 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter