К стенке...

Что ни говори, а между нацарапанными на стенах надписями типа "куплю-продам", найденными при раскопках Древнего Рима, и современными граффити (в переводе с итальянского - нацарапанный) дистанция просто огромная.
Что ни говори, а между нацарапанными на стенах надписями типа "куплю-продам", найденными при раскопках Древнего Рима, и современными граффити (в переводе с итальянского - нацарапанный) дистанция просто огромная. Несмотря на итальянское происхождение слова, граффити, каким мы его знаем сегодня, зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп культуры. Вместе с ней оно перешагнуло океан и оказалось в Европе.

Лично я впервые встретился с ним несколько лет назад в Праге. У стены, под мостом между отелями "Опера" и "Хилтон", я впервые убедился, что граффити как направление в искусстве существует не только на страницах молодежных журналов. 50-метровая стена вся была покрыта работами местных и приезжих "графферов". Но эта стена - пример "цивилизации" в мире граффити. Она появилась в результате фестиваля современной городской культуры. В тот же день я столкнулся и с другим примером этой самой "культуры". Немного погуляв по окрестным магазинам и вернувшись к автобусу, я застал водителя в плохом настроении, причиной чего был пример все того же граффити - на обшивке автобуса красовалась свежевыведенная надпись: "Захватчики". Не знаю, чем уж так не угодила наша довольно мирная группа туристов чешской молодежи, но пример политической борьбы был налицо.

Вообще, граффити изначально не имело отношения к политике. Но еще со времен мелом выведенных на заборе фраз стало приемом политической агитации. Хотя сегодня сложно представить солидного политика, висящего на перилах моста вниз головой с баллончиком краски в руке, но поверьте, что немалая часть "бомбежек" является политическим заказом. Ярким примером могут служить стены, транспортные остановки и прочие постройки Минска, испоганенные корявыми надписями типа "Зубр, тел. такой-то". Хотя с точки зрения нормальной логики и законодательства - это элементарное хулиганство, оно имеет определенный резонанс в обществе - все знают о существовании двух зубров, одного, расшифровывающегося "За Украину, Беларусь, Россию", и того, который разрисовывает стены.

Я не знаю ни одного двора в Минске, где бы не было пары-тройки подростков с баллончиками. Хорошо, если они разрисуют техпостройку собственного двора названием местной тусовки и без матов. А вот если кто-то "подскажет" расписать, к примеру, все столбы Минска или стены метро, да еще и подкинет на баллоны, то в силу возраста и страсти к приключениям они и не поймут сразу, что для ремонта тех самых стен и столбов пойдут деньги из городского бюджета, которые город мог бы потратить на восстановление детской площадки в их же дворе. Ну ладно подростки, они могут ничего не знать об ответственности за нанесенный вред и о последствиях таких приключений, а вот те, кто любит подсказывать, вряд ли не осознают то, на что толкают...

Приятно, что минские власти, понимая неотвратимость такого явления, как граффити в большом городе, пытаются найти этому цивилизованное решение, применяя для коммерческой и социальной рекламы на временных постройках и оградах. Думаю, что это правильный путь.

На снимке: в ходе недавнего ремонта пл. Я.Коласа минчане могли видеть новый вид наружной рекламы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter